В мире есть несколько символов Холодной войны, какие-то из них полностью разрушены, некоторые стали достопримечательностями, как, например, значительная часть Восточного Берлина.
Конфликт двух «К»
Спустя 30 лет появился ещё один её символ — фильм Алексея Сидорова «Чемпион мира». Хотя название говорит, что это кино о спорте. Не верьте. Спорт, а конкретнее, шахматы, противостояние двух величайших советских гроссмейстеров Анатолия Карпова и Виктора Корчного как в турнире претендентов, так и в матче за шахматную корону, это просто фон. Главная тема — Холодная война. По крайней мере, в фильме так преподносят это противостояние и советские руководители, и спортивные чиновники, которые делают из спортивного события передовую.
Картина логично начинается с шахмат. Опытный Корчной обыгрывает на сеансе одновременной игры в Златоусте юного Карпова. А затем, как по щелчку пальцев, шахматное противостояние постепенно превращается в военное. Причем на экране не было ни одной сцены с мордобоем, никто никого даже пальцем не тронул, хотя конфликт между двумя антагонистами полыхал как лес в засуху. Поймал себя на мысли, а разве можно сделать современный фильм без постельных сцен, погонь и драк? А как же экшн? Режиссер Алексей Сидоров показал, что можно. Экшна там было хоть отбавляй, даже в отсутствии всего вышеперечисленного.
Клюквенный злодей
Почему я поднял тему холодной войны? Да потому что это бросается в глаза. Корчной слишком карикатурен. Похож на клюквенного злодея. Это как все русские предстают в американских фильмах низкого качества вечно пьяными обмороженными дебоширами с балалайкой, в шапке-ушанке в сопровождении цыган и медведя.
Корчной в картине — даже не злой, а злобный диссидент, которые строит разные пакости советской власти: то негативно выскажется о соперниках-соотечественниках, то объявит СССР во всех смертных грехах.
Но суть в том, что претендент на звание чемпиона мира, реальный Виктор Корчной не был диссидентом, это далеко не Гарри Каспаров своего времени. Если же его хотели показать обиженным на советскую систему бунтарем, амбициозным и обидчивым шахматистом, то у Константина Хабенского получилось это сделать. Впрочем, этот актер всегда хорош. Возможно, симпатии многих зрителей оказались именно на стороне этого персонажа фильма «Чемпион мира» из-за мастерства Константина Юрьевича.
Корчной просто хотел играть в шахматы на высоком уровне, а в СССР такой возможности у него могло не быть из-за его склочного характера, а также из-за высокой конкуренции в нашей стране, где шахматистов как в Канаде — хоккеистов, а в Бразилии — футболистов. В бегстве за рубеж реального Корчного не было никакой политической подоплеки. Это сейчас российский шахматист может спокойно уехать в другую страну и представлять ее на международных стартах. За примерами далеко ходить не надо. С недавнего времени тюменец Даниил Юффа выступает за Испанию, где он один из лидеров, а в нашей сборной такого статуса у него не было.
Карикатурен и образ главы спорткомитета СССР Градова. Владимир Вдовиченков предстает в образе классического номенклатурного сатрапа: хорошо выступишь — одарю, плохо — в порошок сотру, и это не фигура речи. Настоящий советский чиновник с кнутом и пряником.
Идеальный Карпов
С другой стороны, есть слишком хороший Карпов, его играет Иван Янковский. Человек без недостатков. И храбрый, и решительный, и не боящийся всемогущих авторитарных советских чиновников, и благородный, великодушный к сопернику, не поддающийся на провокации, не предающий друзей, гнёт свою линию до конца. Просто идеальный советский человек, не человек даже, а агитплакат. Разве так бывает? Хотя нет, один недостаток у героя Янковского всё же есть. Он признаётся своей жене в том, что шахматы любит больше, чем её. Кстати, всеобъемлющая любовь к игре — единственное, что объединяет антагонистов.
В общем, фильм мне понравился. Его реально интересно смотреть. Лента длится почти 2,5 часа, но всё это время она держит в напряжении. Нескучно ни одной секунды. Не хочется отвлекаться от экрана, как будто следишь за развитием сюжета в первоклассном детективе, хотя сюжет построен по линейному принципу, никаких неожиданных поворотов, повествование логично и плавно движется в сторону развязки из пункта, А в пункт Б. Наверное, секрет успеха картины в том, что в фильме есть два ярко выраженных антагониста, есть конфликт. Режиссер «Чемпиона мира» разделяет героев по принципу «Свой-чужой», это если рассуждать по-советски.
Если же говорить по-человечески, то и Корчной, и Карпов — представители отечественной шахматной школы, а значит в их противостоянии и не было никакой политической подоплёки, просто соперничество двух лучших шахматистов планеты из одной страны. Это, скорее, конфликт поколений, когда молодёжь наступает на пятки ветеранам, а те никак не хотят уступать дорогу. Вечная тема…
Автор: Константин Лубин
Фото: kino.mail.ru, kinopoisk.ru
| Команда | И | О | |
| 1 | «Норильский Никель» | 26 | 61 |
| 2 | «Газпром-Югра» | 26 | 57 |
| 3 | КПРФ | 26 | 57 |
| 4 | «Тюмень» | 26 | 47 |
| 5 | «Ухта» | 26 | 46 |
| 6 | «Синара» | 26 | 45 |
| 7 | «Торпедо» | 24 | 41 |
| 8 | «Кристалл» | 26 | 38 |
| 9 | «ИрАэро» | 26 | 30 |
| 10 | «Новая генерация» | 26 | 27 |
| 11 | ЛКС | 26 | 24 |
| 12 | «Факел» | 26 | 21 |
| 13 | «Сибиряк» | 26 | 10 |
| Команда | И | О | |
| 1 | «Синтур» | 9 | 26 |
| 2 | «Норильский никель-2» | 8 | 19 |
| 3 | «Тюмень-дубль» | 9 | 16 |
| 4 | «Кузбасс» | 8 | 16 |
| 5 | «Новая генерация-2» | 7 | 11 |
| 6 | «Синара-2» | 9 | 10 |
| 7 | «Южный Урал» | 8 | 9 |
| 8 | «Прогресс-Бионорд» | 8 | 7 |
| 9 | «Глазов» | 7 | 6 |
| 10 | «Факел-ЮКИОР» | 9 | 3 |
| Команда | И | О | |
| 1 | «Металлург» | 33 | 55 |
| 2 | «Югра» | 34 | 54 |
| 3 | «Нефтяник» | 34 | 49 |
| 4 | «Дизель» | 34 | 45 |
| 5 | «Химик» | 33 | 45 |
| 6 | «Ижсталь» | 32 | 44 |
| 7 | «Омские Крылья» | 32 | 44 |
| 8 | «Горняк-УГМК» | 34 | 44 |
| 9 | «Магнитка» | 34 | 44 |
| 10 | ЦСК ВВС | 33 | 43 |
| 11 | «Челмет» | 33 | 42 |
| 12 | «Сокол» | 33 | 42 |
| 13 | «Рубин» | 33 | 42 |
| 14 | «Рязань-ВДВ» | 33 | 40 |
| 15 | «Торпедо-Горький» | 35 | 40 |
| 16 | «Молот» | 34 | 40 |
| 17 | «Динамо»(СПб) | 34 | 39 |
| 18 | «Барс» | 32 | 39 |
| 19 | АКМ | 32 | 37 |
| 20 | «Зауралье» | 33 | 35 |
| 21 | «Торос» | 31 | 34 |
| 22 | «Буран» | 33 | 33 |
| 23 | «Олимпия» | 34 | 32 |
| 24 | «Звезда» | 32 | 31 |
| 25 | «Тамбов» | 35 | 31 |
| 26 | «Южный Урал» | 33 | 30 |
| 27 | «СКА-ВМФ» | 33 | 28 |
| 28 | «Кристалл» | 35 | 27 |
| 29 | «Челны» | 34 | 25 |
| 30 | «Норильск» | 33 | 23 |
| 31 | «Динамо-Алтай» | 31 | 22 |
| 32 | «Ростов» | 34 | 21 |
| Команда | И | О | |
| 1 | «Локо-76» | 30 | 39 |
| 2 | «Реактор» | 32 | 38 |
| 3 | «Ладья» | 32 | 35 |
| 4 | «Сибирские Снайперы» | 29 | 30 |
| 5 | «Спутник» | 31 | 30 |
| 6 | «Красноярские Рыси» | 34 | 27 |
| 7 | «Молот» | 27 | 23 |
| 8 | «АКМ-Новомосковск» | 29 | 21 |
| 9 | «Тюменский Легион» | 31 | 15 |
| 10 | «Снежные Барсы» | 26 | 7 |
| Команда | И | О | |
| 1 | «Тюмень» | 16 | 40 |
| 2 | «Югра-Самотлор» | 16 | 38 |
| 3 | ЦСКА | 18 | 34 |
| 4 | «Волжанин» | 18 | 33 |
| 5 | «Локомотив-Изумруд» | 16 | 32 |
| 6 | «Академия-Казань» | 16 | 31 |
| 7 | «Кама» | 18 | 29 |
| 8 | «Динская-РЦСП» | 16 | 27 |
| 9 | «Текстильщик» | 15 | 16 |
| 10 | «Магнитка» | 16 | 15 |
| 11 | «Динамо» (Челябинск) | 15 | 12 |
| 12 | «Университет» | 18 | 11 |
| 13 | «Дагестан» | 16 | 3 |
| Команда | И | О | |
| 1 | «Северянка» | 18 | 48 |
| 2 | «Сахалин» | 22 | 46 |
| 3 | «Динамо-Анапа» | 18 | 45 |
| 4 | «Муром» | 20 | 43 |
| 5 | «Амурские Тигрицы» | 22 | 44 |
| 6 | «Динамо» (Приморский край) | 20 | 39 |
| 7 | «Уралочка-УрГЭУ» | 18 | 35 |
| 8 | «Атом-Курск» | 20 | 29 |
| 9 | «Динамо-Уфимочка БашГАУ» | 20 | 24 |
| 10 | «Рязань-РГУ» | 20 | 23 |
| 11 | «Локомотив-2» | 18 | 16 |
| 12 | «Москвичка-МВА» | 18 | 14 |
| 13 | «Динамо-Метар-2» | 20 | 15 |
| 14 | «Тюмень» | 18 | 10 |
| 15 | «Динамо-Забайкалка» | 20 | 7 |
| Команда | И | О | |
| 1 | «Велес» | 18 | 33 |
| 2 | «Волгарь» | 18 | 32 |
| 3 | «Текстильщик» | 18 | 30 |
| 4 | «Машук-КМВ» | 18 | 30 |
| 5 | «Сибирь» | 18 | 24 |
| 6 | «Ленинградец» | 18 | 24 |
| 7 | «Тюмень» | 18 | 23 |
| 8 | «Динамо» (Киров) | 18 | 20 |
| 9 | «Алания» | 18 | 17 |
| 10 | «Динамо-2» (Москва) | 18 | 12 |



















