Первое сентября - День знаний. Праздник, с которого начинается новый учебный год в общеобразовательных и, разумеется, спортивных школах. Наверное, нет таких родителей, которые бы не хотели видеть своих детей здоровыми, смелыми, сильными и умелыми.
Этого можно добиться путём систематических занятий спортом. Но здесь встаёт вопрос выбора: где и в каком направлении?
Постараемся разобраться. Классический «ТОП» пристрастий мальчишек и девчонок в игровых видах спорта не меняется годами: футбол (с недавних пор ещё и футзал), хоккей, баскетбол. волейбол. В спортшколах есть отделения по каждой из этих дисциплин, и они не испытывают недостатка в желающих заниматься.
Ради мечты
Но спортивные школы, что называется, не резиновые. Принять всех они не в состоянии. Но спрос рождает предложение. В последние годы в Тюмени один за другим открываются детско-юношеские клубы, в том числе, по игровым видам спорта. С одной стороны, тенденция позитивная. Ребёнок мечтал стать футболистом, но не прошёл отбор в «государственную» школу или отставал от товарищей по команде, и ему пришлось завязать с тренировками. Но мечта-то осталась! И вот тут «руку помощи» протягивают, если так можно выразиться, альтернативные спортивные школы.
Стало интересно разобраться, каковы их цели, какие перспективы они могут предложить и каким образом встраиваются в классическую систему спортивного образования. Об этом мы пообщались с основателем и тренером тюменской академии баскетбола «Оранжевый мяч» — Владимиром Мельником.
— Для чего мы работаем? Начну с фундамента. Тюменский баскетбол находится на этапе резкого скачка в своём развитии. Наш вид спорта активно набирает обороты: растёт интерес к игре, увеличивается количество баскетболистов и число команд. Это — процесс поступательный, творческий и постоянный. Поэтому наши цели и принципы работы, пусть это и немного пафосно прозвучит, глобальные. Но при этом, что важно, они универсальные и подходят для школ по любым видам спорта.
— Популяризация детского баскетбола в Тюмени
— Развитие культуры детского баскетбола
— Мотивация детей
— Возможность заниматься баскетболом всем желающим
— Формирование у детей любви к баскетболу
— Гармоничное развитие ребёнка в баскетболе
— Допустим, ребёнок проявил интерес к баскетболу. Что делать родителям?
— Если ребёнок сам очень хочет заниматься каким-то видом спорта, желательно предоставить ему такую возможность. Ведь добровольный интерес — это основа, залог успеха. Заставить человека чем-то заниматься из-под палки или потому что так хотят папа с мамой, конечно можно, но толку не будет. Рано или поздно, наступит разочарование, но главный минус — это упущенное время, которое не вернёшь ни за какие деньги. Поэтому к выбору вида спорта, секции, школы или клуба для тренировок нужно подходить очень взвешенно. Важно, чтобы желания и ожидания людей и, скажем так, возможности той или иной спортивной организации соответствовали друг другу.
С научным подходом
— Существуют какие-то методики, выявляющие способности ребёнка к тому или иному виду. В частности, к баскетболу?— Существуют и эта тема глобальная. Остановлюсь на некоторых ключевых моментах. Мы делаем ставку на научный подход, пристальное внимание уделяем статистическим данным. Движемся от частного — к общему. Работа начинается с того момента, как только ребёнок попадает в нашу систему. Благодаря тестированию, сбору и обработке информации, мы находим оптимальные решения. Объясню, в чём это выражается фактически. Ребёнок ещё не пришёл на первое занятие, а у тренера уже на руках есть «минимальный портрет» будущего воспитанника. Известны его состояние здоровья, уровень физической подготовки, баскетбольных навыков. Например, один ребёнок где-то уже играл, даже занимался под руководством тренера, а другой только пару раз брал мяч в руки во дворе. Есть ещё один очень важный момент. Родители должны чётко понимать цели, которые они преследуют, отдавая своего ребёнка в любой вид спорта, в нашем случае, в баскетбол. Каковы их ожидания? Разные. Одни видят сына или дочь в профессиональном баскетболе, другие об этом даже не думают, а просто хотят укрепить здоровье ребёнка, разнообразить его досуг. На основании этой информации мы формируем группы, строим и реализуем планы развития.
— По каким критериям формируются группы?— Они простые, можно сказать, жизненные. Первый — возраст. Чтобы ребёнок чувствовал себя комфортно и гармонично развивался, он должен находиться в кругу сверстников. Второй — баскетбольные навыки. Они делятся на несколько типов и зависят, как от скорости и успешности усвоения программы, так и от продолжительности посещения тренировок. Мы стремимся к тому, чтобы в каждой возрастной категории дети были разделены на группы в соответствие с уровнем их баскетбольной подготовки. Ребята, которые занимаются давно или хорошо усваивают материал и дети, пришедшие в баскетбол недавно или те, которым на усвоение навыков требуется больше времени, тренируются отдельно.
Интерес первичен
— Что даёт такое разделение?— Повышается эффективность тренировок. Сильному ребёнку не интересно заниматься в группе, где большинство детей слабее его и, соответственно, наоборот. Как мы уже отмечали выше — в основе успеха лежит интерес. Тогда ребёнок с каждым занятием будет в чём-то добавлять, становиться лучше. Активно включается мотивационный механизм: из слабой дети стремятся перейти в более сильную группу.
— В чём основные особенности такого подхода?— В преследуемых целях. Но прежде хочу обозначить два понятия — «профессиональный» и «доступный» детский баскетбол. На мой взгляд, это актуально для любых игровых видов спорта. Что означает первое? Это отбор игроков по росту, физическим данным, готовых соблюдать строгий спортивный режим и выдерживать повышенные нагрузки. Другими словами, это подбор кандидатов для формирования профессиональной команды, способной успешно конкурировать на уровне первенства России. Доступный же детский баскетбол — это приём всех желающих без строгих критериев и гармоничное развитие детей. И здесь мы подходим к ответу на вопрос: в чём же особенность подхода в академии «Оранжевый мяч»? Мы — за доступный детский баскетбол!
— Почему?— Как уже было сказано, мы придаём большое значение статистике и самое время к ней обратиться. При поступлении мы раздаём родителям анкеты, что получить первичную информацию. Там предлагается выбрать варианты ответов на очень простой вопрос: для чего вы пришли в баскетбол? И вот что мы получаем.
8% детей — для поддержания физической формы
32% - для поддержания физической формы и получения баскетбольных навыков
53% - для поддержания физической формы, получения баскетбольных навыков и участия в соревнованиях
7% - стать профессиональным баскетболистомВот для 93 процентов детей, которые не планируют связывать свою жизнь с профессиональным спортом, а ищут доступный детский баскетбол и необходимо работать. Более того, мы убеждены, что при масштабировании деятельности по развитию именно «доступного» детского баскетбола, будет стремительней развиваться «профессиональный» детский баскетбол. Потому что любой вид спорта — это пирамида. Чем у неё крепче основание, тем более устойчивой конструкцией она является. Практика развитых в баскетбольном отношении стран показывает, что, чем выше массовость, тем больше появляется звёзд.
Ради общего блага
— Как вы взаимодействуете, например, с муниципальными спортивными школами?— Мы на пути выстраивания продуктивных взаимоотношений. Есть дети, которые раскрываются в период обучения в нашей академии и свой потенциал им надо реализовывать на другом уровне. Мы находимся в контакте с тренерами спортивных школ, которые ведут игроков различного возраста. И объективно представляем уровень подготовки и потенциал команд. Если мы уверены, что ребёнок будет развиваться и прогрессировать быстрее в муниципальной спортивной школе, чем у нас, мы передаем его туда. Таким образом, массово охватив доступный баскетбол, мы становимся кузницей кадров для спортивных муниципальных школ, что в итоге способствует развитию профессионального спорта. Того зрелища, которое нравится болельщикам.
— Выступают ли воспитанники академии на соревнованиях?— Да, наши подопечные принимают участие в различных соревнованиях. Есть система, разработанная Российской федерацией баскетбола (РФБ). Её составной частью является «профессиональный» детский баскетбол. Это — устоявшаяся структура, но она постоянно совершенствуется. Интегрироваться в эту систему «доступному» детскому баскетболу крайне тяжело, да и, если говорить откровенно, не нужно.
— Они не просто нужны, а необходимы! Пока система таких соревнований еще не выстроена, но мы уже работаем в этом направлении. Дети, которые занимаются баскетболом, но не тянут уровень спортивных школ, хотят участвовать в соревнованиях, побеждать и приносить домой медали. Ведь успех, победы — это мотивация, яркие, неповторимые моменты, счастливые эмоции, которые останутся с ребятами, будут помогать им даже в будущей взрослой жизни. Поэтому возможность выигрывать матчи и турниры должна быть у всех детей, занимающихся баскетболом, а не только у тех, кто выбрал профессиональный путь. У нас есть много перспективных идей, каким образом можно достичь этих целей. Работа по их реализации уже ведётся.
— Насколько эти идеи могут быть масштабированы на уровне всей области?— Мы находимся в постоянном взаимодействии с региональной федерацией баскетбола. Главная цель — развитие и пропаганда игры в самых разных его проявлениях. Наш проект идеально этому соответствует. Мы хотим быть максимально полезны областной федерации баскетбола. У нас схожие идеологии развития и, соответственно, общие цели.
Автор: Александр КУШНИКОВ

Команда | И | О | |
1 | «Алания» | 10 | 20 |
2 | «Динамо» | 10 | 18 |
3 | «Акрон» | 10 | 17 |
4 | «Торпедо» | 10 | 17 |
5 | «Сокол» | 10 | 17 |
6 | «Шинник» | 10 | 16 |
7 | «Тюмень» | 10 | 15 |
8 | «СКА-Хабаровск» | 10 | 15 |
9 | «Химки» | 10 | 14 |
10 | «Родина» | 10 | 14 |
11 | «КАМАЗ» | 10 | 13 |
12 | «Арсенал» | 10 | 13 |
13 | «Черноморец» | 10 | 13 |
14 | «Енисей» | 10 | 11 |
15 | «Ленинградец» | 10 | 11 |
16 | «Нефтехимик» | 10 | 10 |
17 | «Кубань» | 10 | 5 |
18 | «Волгарь» | 10 | 4 |
Команда | И | О | |
1 | «Ухта» | 4 | 11 |
2 | «Торпедо» | 4 | 10 |
3 | «Синара» | 4 | 7 |
4 | «Норильский Никель» | 2 | 6 |
5 | КПРФ | 2 | 6 |
6 | «Газпром-Югра» | 4 | 5 |
7 | «ЛКС» | 4 | 5 |
8 | «Тюмень» | 4 | 4 |
9 | "Кристалл" | 4 | 4 |
10 | «Сибиряк» | 4 | 3 |
11 | «Новая генерация» | 4 | 3 |
12 | «Сиб-Транзит» | 4 | 2 |
Команда | И | О | |
1 | «ИрАэро» | 0 | 0 |
2 | «Кузбасс» | 0 | 0 |
3 | «Факел-ЯНАО» | 0 | 0 |
4 | «Синара-ВИЗ-д» | 0 | 0 |
5 | «Тюмень-дубль» | 0 | 0 |
6 | «Южный Урал» | 0 | 0 |
7 | «Сибиряк-Новосибирск» | 0 | 0 |
8 | «Ухта-дубль» | 0 | 0 |
9 | «Глазов» | 0 | 0 |
10 | «Сигма-К» | 0 | 0 |
11 | «Новая генерация-дубль» | 0 | 0 |
12 | «Прогресс-Бионорд» | 0 | 0 |
13 | «Норильский Никель-д» | 0 | 0 |
Команда | И | О | |
1 | «Горняк-УГМК» | 8 | 12 |
2 | «Химик» | 7 | 12 |
3 | «Тамбов» | 8 | 11 |
4 | «Южный Урал» | 8 | 11 |
5 | «Рубин» | 8 | 11 |
6 | «Сокол» | 8 | 10 |
7 | «Зауралье» | 7 | 10 |
8 | «СКА-Нева» | 7 | 10 |
9 | «Буран» | 7 | 10 |
10 | «Молот» | 8 | 10 |
11 | «АКМ» | 6 | 9 |
12 | «Дизель» | 7 | 9 |
13 | «Югра» | 8 | 9 |
14 | «Барс» | 7 | 9 |
15 | «Торос» | 7 | 8 |
16 | «Нефтяник» | 7 | 8 |
17 | «Челмет» | 8 | 8 |
18 | «Динамо-Алтай» | 6 | 7 |
19 | «Норильск» | 8 | 7 |
20 | «Ростов» | 7 | 7 |
21 | «Динамо»(СПб) | 6 | 6 |
22 | «Рязань-ВДВ» | 7 | 6 |
23 | «Звезда» | 7 | 6 |
24 | «Ижсталь» | 7 | 5 |
25 | «Кристалл» | 6 | 5 |
26 | «Челны» | 7 | 5 |
27 | «Металлург» | 5 | 4 |
28 | «ЦСК ВВС» | 7 | 4 |
29 | «Омские Крылья» | 6 | 3 |
Команда | И | О | |
1 | «Тюменский Легион» | 6 | 10 |
2 | «Спутник» | 7 | 8 |
3 | «Ладья» | 4 | 7 |
4 | «Реактор» | 7 | 7 |
5 | «Кузнецкие Медведи» | 4 | 5 |
6 | «Красноярские Рыси» | 4 | 4 |
7 | «Снежные Барсы» | 8 | 4 |
8 | «Локо-76» | 4 | 3 |
9 | «Молот» | 6 | 1 |
Команда | И | О | |
1 | «Тюмень» | 0 | 0 |
2 | «Локомотив-Изумруд» | 0 | 0 |
3 | «Динамо» | 0 | 0 |
4 | «Магнитка» | 0 | 0 |
5 | «Кама» | 0 | 0 |
6 | «Университет» | 0 | 0 |
7 | «Тархан» | 0 | 0 |
Команда | И | О | |
1 | «Уралочка-2-УрГЭУ» | 1 | 3 |
2 | «Локомотив-2» | 1 | 3 |
3 | «Уфимочка-УГНТУ» | 1 | 3 |
4 | «Омичка» | 1 | 3 |
5 | «Сахалин» | 1 | 3 |
6 | «Северянка» | 1 | 2 |
7 | «МВА» | 1 | 1 |
8 | «Липецк» | 1 | 0 |
9 | «Динамо-Анапа» | 1 | 0 |
10 | «Тюмень» | 1 | 0 |
11 | «Муром» | 1 | 0 |
12 | «Корабелка» | 1 | 0 |