Директор городского департамента по спорту и молодёжной политике Дмитрий Фабричников рассказал о социальном эффекте марафона «Врата Сибири».
— Каждое дело серьезно настолько, насколько серьезно вы к нему относитесь. Марафон «Врата Сибири» для Тюмени — событие важное и исторически значимое. Мы возрождаем соревнования, которые в прошлом были популярными, но в другом, более современном формате, — подчеркнул Дмитрий Александрович. — Надо сделать так, чтобы это было интересно всем. И спортсменам, и зрителям, и горожанам, и приезжим людям. Думаю, у нас получится, потому что есть богатый опыт в проведении больших всероссийских соревнований похожего формата. Например, фестиваля IRONSTAR.
— Масштабный марафон в городе — это, наверное, гораздо большее, чем просто спортивная история.
— Такие события привлекают большое количество гостей, растет популярность Тюмени. Это отражается и на экономической составляющей спортивно-массового мероприятия. Если оно не интересно людям, не будет экономического эффекта и успешного продолжения. Если тюменский марафон нового формата понравится и спортсменам, и жителям, получим положительный эффект в экономике и социальной сфере. Это и гостиничный бизнес, и гастрономия, и спортивная индустрия, и многое другое.
— Какую роль играет в организации проведения марафона городской спортивный департамент?
— Основная функция — координирующая. Взаимодействие между спортивными сообществами, общеобразовательными школами, другими организациями и службами правопорядка. Поскольку марафонцы будут бежать по улицам города, с определёнными неудобствами жители столкнутся. Важно их минимизировать, дать полную информацию. Например, где будет перекрыто движение, как лучше выехать, спланировать свой день, куда нужно прийти и какие бонусы получить. Если мы справимся, получим качественный, интересный всем продукт.
Роман Берестовский: «Рекордсмен марафона получит автомобиль»
Первый официальный забег на 42 километра и 195 метров состоялся в Тюмени осенью 1988 года. В десятых годах двадцать первого века стал проводиться полумарафон. Почему и для чего марафону в Тюмени решили дать вторую жизнь? Об этом рассказал директор проекта «Врата Сибири» Роман Берестовский.
— В 2019 году мы организовали первый забег в экопарке «Затюменский». Инициатива устраивать в Тюмени каждую субботу при любой погоде парковые пробежки на пять километров конвертировалась в очень успешный проект. Это подтолкнуло к реализации новых замыслов, — рассказал Роман Викторович. — Глава Тюмени Максим Афанасьев, будучи руководителем Тобольска, предложил мне принять участие в организации тобольского марафона. Уже работая в Тюмени, он и в шутку, и всерьёз предложил: «А не взяться ли нам за Шекспира»? Очень меткая метафора, потому что провести полноценный марафон в большом городе — задача сложная, как Шекспира в подлиннике прочитать.
— Что определяет статус марафона, его успешность и популярность?
— Обращусь к истории. В конце 1980-х годов в Тюмень приезжали ведущие марафонцы Советского Союза и даже бегуны из-за рубежа. Стимул был мощный — победитель получал автомобиль. В разные годы от «Запорожца» до «Волги». Интересно, что триумфатором первого тюменского марафона 1988 года был Валерий Вавилов, отец известного в прошлом биатлониста, участника Олимпийских игр, ныне директора спортшколы №2 Павла Вавилова. Нам было принципиально важно продолжить традицию достойных призовых. Нашёлся партнёр, компания «Восток-Моторс». Если победитель обновит рекорд тюменского марафона, получит автомобиль. Ещё один залог успешности и популярности городских забегов, когда дистанции проходят по центральным, самым многолюдным улицам. Отсюда и наш слоган «Посмотри Тюмень бегом». Трасса пройдёт по тем местам областной столицы, которые раньше бегунами не осваивались. Например, центральная часть и улица Ленина. Маршруты полумарафона и марафона протянутся почти до улицы Орджоникидзе.
— Где расположатся старт и финиш?
— У нас в Тюмени есть отличное, в плане инфраструктуры и логистических возможностей, место — Контора пароходства на набережной реки Тура. Там спортсмены будут и стартовать, и финишировать. Состоится «Забег мэра», который зародился в Тобольске. Посильные дистанции предложены для детей разного возраста. Ещё одна новация — «Забег героев». В нём смогут стартовать участники специальной военной операции, их семьи и люди, прошедшие другие военные конфликты. В дни марафона развернётся спортивное ЭКСПО, где будут представлены десятки направлений физической активности. Состоятся концерты, выставки, лекции и семинары. Даже тематический конкурс модельеров.
— Участие в марафоне платное?
— Да, но финансово доступное. Вся информация о проекте размещена на интернет-платформе «Врата Сибири». Минимальная цена — для детей — 300 рублей. Максимальная для участников забега на 42 километра и 195 метров — 4000.
— Расскажите подробнее о «Забеге мэра»…
— У него символическая дистанция — «Тюменская верста». Она равна году основания нашего города — 1586 метров. Отмечу, что Максим Афанасьев является одним из создателей «Лиги марафонов Урала и Сибири». Её поддерживают главы шести городов, и в период проведения марафона состоится стратегическая сессия по развитию массового спорта. Именно он делает людей здоровыми и счастливыми.
Автор: Александр Кушников
| Команда | И | О | |
| 1 | «Норильский Никель» | 24 | 56 |
| 2 | КПРФ | 24 | 53 |
| 3 | «Газпром-Югра» | 24 | 51 |
| 4 | «Тюмень» | 24 | 44 |
| 5 | «Ухта» | 24 | 43 |
| 6 | «Торпедо» | 24 | 41 |
| 7 | «Синара» | 24 | 39 |
| 8 | «Кристалл» | 24 | 35 |
| 9 | «ИрАэро» | 24 | 27 |
| 10 | «Новая генерация» | 24 | 27 |
| 11 | ЛКС | 24 | 23 |
| 12 | «Факел» | 24 | 19 |
| 13 | «Сибиряк» | 24 | 10 |
| Команда | И | О | |
| 1 | «Синтур» | 7 | 20 |
| 2 | «Норильский никель-д» | 7 | 16 |
| 3 | «Тюмень-дубль» | 7 | 14 |
| 4 | «Кузбасс» | 7 | 13 |
| 5 | «Новая генерация-д» | 6 | 11 |
| 6 | «Южный Урал» | 8 | 9 |
| 7 | «Синара-2» | 7 | 8 |
| 8 | «Прогресс-Бионорд» | 8 | 7 |
| 9 | «Глазов» | 6 | 6 |
| 10 | «Факел-ЮКИОР» | 7 | 1 |
| Команда | И | О | |
| 1 | «Металлург» | 32 | 53 |
| 2 | «Югра» | 32 | 51 |
| 3 | «Нефтяник» | 32 | 45 |
| 4 | «Ижсталь» | 31 | 44 |
| 5 | «Горняк-УГМК» | 32 | 44 |
| 6 | «Дизель» | 32 | 43 |
| 7 | «Омские Крылья» | 31 | 42 |
| 8 | «Химик» | 31 | 42 |
| 9 | «Челмет» | 32 | 41 |
| 10 | «Магнитка» | 31 | 40 |
| 11 | «Сокол» | 31 | 40 |
| 12 | «Рубин» | 31 | 40 |
| 13 | ЦСК ВВС | 31 | 39 |
| 14 | «Молот» | 32 | 39 |
| 15 | «Динамо»(СПб) | 32 | 38 |
| 16 | «Торпедо-Горький» | 33 | 38 |
| 17 | «Рязань-ВДВ» | 31 | 37 |
| 18 | «Барс» | 31 | 37 |
| 19 | АКМ | 31 | 36 |
| 20 | «Зауралье» | 31 | 35 |
| 21 | «Торос» | 31 | 34 |
| 22 | «Буран» | 31 | 31 |
| 23 | «Тамбов» | 32 | 31 |
| 24 | «Звезда» | 31 | 30 |
| 25 | «Олимпия» | 32 | 28 |
| 26 | «Южный Урал» | 31 | 26 |
| 27 | «Кристалл» | 33 | 25 |
| 28 | «СКА-ВМФ» | 31 | 24 |
| 29 | «Норильск» | 32 | 22 |
| 30 | «Динамо-Алтай» | 31 | 22 |
| 31 | «Челны» | 31 | 21 |
| 32 | «Ростов» | 31 | 19 |
| Команда | И | О | |
| 1 | «Локо-76» | 29 | 37 |
| 2 | «Реактор» | 29 | 34 |
| 3 | «Ладья» | 31 | 33 |
| 4 | «Спутник» | 30 | 30 |
| 5 | «Сибирские Снайперы» | 27 | 28 |
| 6 | «Молот» | 26 | 23 |
| 7 | «Красноярские Рыси» | 32 | 23 |
| 8 | «АКМ-Новомосковск» | 28 | 20 |
| 9 | «Тюменский Легион» | 29 | 15 |
| 10 | «Снежные Барсы» | 26 | 7 |
| Команда | И | О | |
| 1 | «Тюмень» | 16 | 40 |
| 2 | «Югра-Самотлор» | 14 | 32 |
| 3 | «Волжанин» | 16 | 32 |
| 4 | ЦСКА | 16 | 31 |
| 5 | «Локомотив-Изумруд» | 14 | 29 |
| 6 | «Академия-Казань» | 14 | 28 |
| 7 | «Кама» | 16 | 26 |
| 8 | «Динская-РЦСП» | 14 | 22 |
| 9 | «Текстильщик» | 14 | 14 |
| 10 | «Динамо» (Челябинск) | 14 | 11 |
| 11 | «Университет» | 16 | 11 |
| 12 | «Магнитка» | 14 | 9 |
| 13 | «Дагестан» | 14 | 3 |
| Команда | И | О | |
| 1 | «Северянка» | 18 | 48 |
| 2 | «Сахалин» | 22 | 46 |
| 3 | «Динамо-Анапа» | 18 | 45 |
| 4 | «Муром» | 20 | 43 |
| 5 | «Амурские Тигрицы» | 22 | 44 |
| 6 | «Динамо» (Приморский край) | 20 | 39 |
| 7 | «Уралочка-УрГЭУ» | 18 | 35 |
| 8 | «Атом-Курск» | 20 | 29 |
| 9 | «Динамо-Уфимочка БашГАУ» | 20 | 24 |
| 10 | «Рязань-РГУ» | 20 | 23 |
| 11 | «Локомотив-2» | 18 | 16 |
| 12 | «Москвичка-МВА» | 18 | 14 |
| 13 | «Динамо-Метар-2» | 20 | 15 |
| 14 | «Тюмень» | 18 | 10 |
| 15 | «Динамо-Забайкалка» | 20 | 7 |
| Команда | И | О | |
| 1 | «Велес» | 18 | 33 |
| 2 | «Волгарь» | 18 | 32 |
| 3 | «Текстильщик» | 18 | 30 |
| 4 | «Машук-КМВ» | 18 | 30 |
| 5 | «Сибирь» | 18 | 24 |
| 6 | «Ленинградец» | 18 | 24 |
| 7 | «Тюмень» | 18 | 23 |
| 8 | «Динамо» (Киров) | 18 | 20 |
| 9 | «Алания» | 18 | 17 |
| 10 | «Динамо-2» (Москва) | 18 | 12 |













