Трёхкратный чемпион мира по биатлону среди юниоров Вячеслав Малеев: «Не скажу, что Антон Смольский отличается феноменальной скоростью, но его готовность поражает»
В Красноярске прошли летний чемпионат России и первый этап Кубка Содружества по биатлону. Участие в соревнованиях приняли и тюменские биатлонисты.
Итоги гонок подвёл один из самых опытных тюменских спортсменов Вячеслав Малеев. Он рассказал о феномене белоруса Антона Смольского, погодных условиях в Красноярске и о том, какой личный соревновательный компонент порадовал его больше всего.
— В Красноярске я бывал зимой раза два или три, но на роллерах соревновался впервые, — рассказал Малеев в интервью с корреспондентом дирекции спортивных программ «Сибинформбюро». — Было интересно посмотреть, как там обстоят дела летом. В принципе, трасса осталась прежней. Дистанция рабочая. Есть очень длинный подъём, где нужно потерпеть, есть более короткие, требующие взрывной силы. Ландшафт разнообразный, но и для тренировок, и для соревнований это очень хорошо.
Подход к рубежу тоже необычный: он идёт с полого спуска, а на выходе к стрельбищу — подъёмчик, на котором нужно включиться. Думаю, на первых гонках многие испытали трудности с тем, чтобы найти оптимальный вариант подхода, чтобы и не перевосстановиться, и чтобы не было тремора.
И обстановка на рубеже в Красноярске всегда непростая. Рядом со стадионом находится сопка, дуют постоянные ветра. Помню, что зимой они были ещё сильнее. Не знаю, может, мы просто попали в такое время. Сейчас ураганов не было, конечно, но иногда со стрельбой было непросто.
Город, в принципе, ветренный. Мы ездили в один из дней на экскурсию, и нам рассказывали, что Красноярск построен вдоль Енисея. Отсюда такая погода.
— Не расстроились, что летний чемпионат России прошёл не дома? Всё-таки зачастую вы бегали именно в Тюмени.
— Да, последнее время было так, что один год мы соревновались в Тюмени, один — в Чайковском. Конечно, на своей трассе бежать приятнее, мне так точно. Но СБР решил внести новое место в наш летний календарь. И мне в Красноярске понравилось. Даже больше, чем в Чайковском. В Красноярске и Тюмени я бы точно бегал с удовольствием.
— В общий зачёт Кубка Содружества идут и летние, и зимние гонки, что необычно. Вам, как спортсмену, такой подход кажется интересным или, наоборот, осложняет подготовку?
— Думаю, это сделано для того, чтобы биатлонисты пропускали меньше гонок. Потому что раньше считалось, что летние соревнования — проходные. На них мало, кто настраивался, их рассматривали как элемент подготовки к зиме. А Кубок Содружества был организован с учётом того, чтобы спортсмены приезжали и соревновались на каждом старте. Зрелищность растёт, когда все лидеры собираются в одном месте.
Ну, и конечно, если человек хочет бороться за победу в общем зачёте, то нужно быть хорошо готовым и летом, и зимой. Отговорки по типу «осенью была ещё не та форма» не пройдут. Если пропустил роллерный этап, зимой уже не наверстать.
— Антон Смольский выиграл в Красноярске все три гонки, как и годом ранее в Сочи. На ваш взгляд, в чём сила лидера белорусской сборной?
— Меня он по-хорошему удивляет, потому что он действительно собирается на каждый старт. Ему хватает концентрации на каждый рубеж, чтобы совершать все движения верно, не терять голову. Готовность Антона к Красноярску поражала.
Я не скажу, что он отличается феноменальной скоростью среди российских лидеров. Смольский не выигрывал по тридцать секунд-по минуте, хотя функционально он также силён. Но ему удаётся прекрасно совмещать стрельбу и ход. И работать на рубеже так, словно ему всё легко даётся. Со стороны выглядит так, будто Антон пришёл, отстрелялся без проблем и убежал. Но по себе скажу: не так просто переключиться на стрельбу в гонке.
— Какой собственной гонкой на Кубке Содружества, на чемпионате России вы довольны больше всего?
— Если оценивать функциональное состояние, то меня порадовало, что я всегда бежал в хорошем темпе. Принял участие во всех шести стартах, но ни в одном меня, так скажем, не обрубило. Я смог выдержать темп, и он был даже лучше, чем в прошлом году.
На Кубке чистым ходом я показывал 15-й результат, затем уже 11-й, а в масс-старте 4-й. На чемпионате по скорости также был в топ-10. Эту составляющую мне бы хотелось сохранить к зиме и, если получится, преуспеть.
Показать хорошие результаты помешал стрелковый компонент. Были качели: один рубеж мог пройти идеально, а на втором отработать плохо. Пока не удалось до конца разобраться, в чём причина. Потому что на тренировках всё лето был положительный всплеск в стрельбе, нашёлся оптимальный режим. Но как часто бывает, всё получалось, всё попадалось, а на соревнованиях, видимо, появился эмоциональный эффект. Очевидно преобладало волнение, с которым не удалось справиться.
На спринте на чемпионате я прошёл первый огневой рубеж без промахов и ко второй «стойке» подходил одним из лидеров. Но психологически не справился. Начался небольшой мандраж. Это такие эмоциональные моменты, которые не позволили мне бороться за призы. Повторюсь, что функционально собой доволен, а вот в стрельбе нужно найти баланс.
Фото: Роман Фёдоров
| Команда | И | О | |
| 1 | «Норильский Никель» | 26 | 61 |
| 2 | «Газпром-Югра» | 26 | 57 |
| 3 | КПРФ | 26 | 57 |
| 4 | «Тюмень» | 26 | 47 |
| 5 | «Ухта» | 26 | 46 |
| 6 | «Синара» | 26 | 45 |
| 7 | «Торпедо» | 24 | 41 |
| 8 | «Кристалл» | 26 | 38 |
| 9 | «ИрАэро» | 26 | 30 |
| 10 | «Новая генерация» | 26 | 27 |
| 11 | ЛКС | 26 | 24 |
| 12 | «Факел» | 26 | 21 |
| 13 | «Сибиряк» | 26 | 10 |
| Команда | И | О | |
| 1 | «Синтур» | 9 | 26 |
| 2 | «Норильский никель-2» | 9 | 22 |
| 3 | «Кузбасс» | 9 | 19 |
| 4 | «Тюмень-дубль» | 9 | 16 |
| 5 | «Новая генерация-2» | 8 | 11 |
| 6 | «Синара-2» | 9 | 10 |
| 7 | «Южный Урал» | 8 | 9 |
| 8 | «Прогресс-Бионорд» | 8 | 7 |
| 9 | «Глазов» | 8 | 6 |
| 10 | «Факел-ЮКИОР» | 9 | 3 |
| Команда | И | О | |
| 1 | «Металлург» | 34 | 57 |
| 2 | «Югра» | 34 | 54 |
| 3 | «Нефтяник» | 35 | 50 |
| 4 | «Химик» | 35 | 47 |
| 5 | «Ижсталь» | 34 | 46 |
| 6 | «Омские Крылья» | 34 | 46 |
| 7 | «Дизель» | 35 | 46 |
| 8 | ЦСК ВВС | 34 | 45 |
| 9 | «Челмет» | 34 | 44 |
| 10 | «Горняк-УГМК» | 34 | 44 |
| 11 | «Магнитка» | 34 | 44 |
| 12 | «Рубин» | 34 | 44 |
| 13 | «Рязань-ВДВ» | 35 | 42 |
| 14 | «Сокол» | 33 | 42 |
| 15 | «Динамо»(СПб) | 35 | 40 |
| 16 | «Барс» | 33 | 40 |
| 17 | «Торпедо-Горький» | 36 | 40 |
| 18 | «Молот» | 34 | 40 |
| 19 | «Зауралье» | 35 | 39 |
| 20 | АКМ | 34 | 37 |
| 21 | «Торос» | 33 | 36 |
| 22 | «Олимпия» | 35 | 34 |
| 23 | «Звезда» | 34 | 33 |
| 24 | «Буран» | 34 | 33 |
| 25 | «Тамбов» | 35 | 31 |
| 26 | «Южный Урал» | 34 | 30 |
| 27 | «СКА-ВМФ» | 35 | 30 |
| 28 | «Кристалл» | 35 | 27 |
| 29 | «Норильск» | 34 | 25 |
| 30 | «Челны» | 34 | 25 |
| 31 | «Динамо-Алтай» | 33 | 24 |
| 32 | «Ростов» | 35 | 23 |
| Команда | И | О | |
| 1 | «Ладья» | 34 | 39 |
| 2 | «Локо-76» | 31 | 39 |
| 3 | «Реактор» | 32 | 38 |
| 4 | «Сибирские Снайперы» | 30 | 32 |
| 5 | «Спутник» | 32 | 30 |
| 6 | «Красноярские Рыси» | 36 | 28 |
| 7 | «Молот» | 28 | 23 |
| 8 | «АКМ-Новомосковск» | 31 | 21 |
| 9 | «Тюменский Легион» | 32 | 15 |
| 10 | «Снежные Барсы» | 26 | 7 |
| Команда | И | О | |
| 1 | «Тюмень» | 16 | 40 |
| 2 | «Югра-Самотлор» | 16 | 38 |
| 3 | ЦСКА | 18 | 34 |
| 4 | «Волжанин» | 18 | 33 |
| 5 | «Локомотив-Изумруд» | 16 | 32 |
| 6 | «Академия-Казань» | 16 | 31 |
| 7 | «Кама» | 18 | 29 |
| 8 | «Динская-РЦСП» | 16 | 27 |
| 9 | «Текстильщик» | 16 | 18 |
| 10 | «Магнитка» | 16 | 15 |
| 11 | «Динамо» (Челябинск) | 16 | 13 |
| 12 | «Университет» | 18 | 11 |
| 13 | «Дагестан» | 16 | 3 |
| Команда | И | О | |
| 1 | «Северянка» | 19 | 51 |
| 2 | «Сахалин» | 23 | 49 |
| 3 | «Динамо-Анапа» | 19 | 48 |
| 4 | «Муром» | 21 | 46 |
| 5 | «Амурские Тигрицы» | 23 | 44 |
| 6 | «Динамо» (Приморский край) | 20 | 39 |
| 7 | «Уралочка-УрГЭУ» | 19 | 35 |
| 8 | «Атом-Курск» | 21 | 32 |
| 9 | «Динамо-Уфимочка БашГАУ» | 21 | 27 |
| 10 | «Рязань-РГУ» | 21 | 24 |
| 11 | «Локомотив-2» | 19 | 16 |
| 12 | «Москвичка-МВА» | 19 | 14 |
| 13 | «Динамо-Метар-2» | 21 | 15 |
| 14 | «Тюмень» | 19 | 12 |
| 15 | «Динамо-Забайкалка» | 21 | 7 |
| Команда | И | О | |
| 1 | «Велес» | 18 | 33 |
| 2 | «Волгарь» | 18 | 32 |
| 3 | «Текстильщик» | 18 | 30 |
| 4 | «Машук-КМВ» | 18 | 30 |
| 5 | «Сибирь» | 18 | 24 |
| 6 | «Ленинградец» | 18 | 24 |
| 7 | «Тюмень» | 18 | 23 |
| 8 | «Динамо» (Киров) | 18 | 20 |
| 9 | «Алания» | 18 | 17 |
| 10 | «Динамо-2» (Москва) | 18 | 12 |












