Солдат ребёнка не обидит. А вот Международный Паралимпийский комитет спортсменов с ограниченными возможностями здоровья, оказывается, вполне может. Все мы знаем эту историю. Сначала нашим ребятам разрешили выступить на Играх в Пекине, но, как только они прибыли в Китай, их тут же развернули обратно. И тогда ребром стал вопрос, какой город проведёт альтернативные соревнования. И он был решён за одну ночь.
Выдержка из олимпийской хартии
«Осуществление прав и свобод, предусматриваемых настоящей олимпийской хартией, должно быть обеспечено в отсутствие какой-либо формы дискриминации: расового, языкового, религиозного, политического характера, по признаку цвета кожи, пола, сексуальной ориентации, наличия иного мнения, национального или социального происхождения, обладания собственностью, рождения или иного статуса».
Когда директору департамента физкультуры и спорта ХМАО-Югры был задан вопрос, сможет ли округ провести Игры паралимпийцев и летом, над ответом он размышлял пару секунд. «Если нам дадут неделю на подготовку — организуем». Фраза о том, что подготовка Паралимпиады в Китае длилась 4 года, а Ханты-Мансийск уложился в 4 дня, стала в столице округа крылатой. Работа, действительно, впечатляет. Начиная от баннеров, развешанных везде, куда падал глаз, до присутствия волонтёров, мелькающих жёлтыми манишками ровно в тех же направлениях. По крайней мере, с уверенностью можно сказать одно: летние соревнования, выпади им шанс оказаться в тех же географических координатах, будут ещё круче. Хотя бы потому, что мелкие недочёты наверняка будут учтены и подкручены. Кроме, разумеется, тех, которые предвидеть никак нельзя.
Телепортация
На такси пришлось колесить много. Но запомнилось, само собой, именно первое свидание с этим видом общественного транспорта. Ехать нужно в биатлонный центр. Заказали. Стоим у крыльца гостиницы. Ждём. Поглядываем на часы. Звоним.
— Вас долго ещё ждать?
— Да-да, всё, сейчас. Вас же на биатлонном забрать?
— Нет. Нас туда отвезти.
— А! Всё! Понял! Сейчас буду.
«Дзынь». Сообщение в приложении. «Вы доставлены на место, с вас списано 150 рублей, плюс списано за 6 минут ожидания. Как вам поездка? Был ли водитель в маске?»
А мы как-то вот не успели заметить.
Деньги, конечно, нам вернули. К вечеру, после полутора десятков звонков, но вернули. Зато водитель следующей машины — очень доброжелательная и общительная женщина — смеялась всю дорогу. И очень сожалела, что под её капотом установлен чуть менее мощный телепорт. Не до смеха разве что было специалисту, отслеживающему в нашей организации взаимодействие с перевозчиками. Потому что документально наш путь занял 2 минуты. Ровно столько, сколько занимает путь до столовой. А мы Семён Семёнычей не держим. И на такси до булочных не ездим.
Узник замка М/Ж
Часть занятых на трансляции игр «Мы вместе. Спорт» специалистов в Тюмень отбыла раньше остальных. «Финал четырёх» Кубка России по мини-футболу тоже надо показывать. Суть не в этом. В зале ожидания аэропорта есть специальное помещение. Из тех, которыми, в принципе, располагает каждая квартира. У одного из наших товарищей срочно возникла надобность это место посетить. Вернее, у двоих. Один справился с заданием в рутинном порядке. Но лишь для того, чтобы другой дождался своей очереди и вдруг понял: рутина не всегда бывает скучна. Существуют ли в природе домовые — факт, наукой не доказанный. Но именно в этом пристанище дум он, наверное, обитает. А как иначе объяснить, что замок в дверях вдруг заклинил. Намертво. Совсем. Пока нашли специально обученного человека, который, повозившись с механизмом был вынужден развести руками, пока он выламывал замок, вызволял заложника и распахивал перед ним дверь в большой мир, дверь в самолёт, напротив, закрылась и упорхнула вместе со всеми другими механизмами и пассажирами в вечернее небо. Больше всего наш герой боялся не того, что не поработает на первом дне «Финала четырёх» (замену нашли), и не того, что на путь домой придётся дополнительно раскошелиться (отправили его за счёт проштрафившейся стороны, пусть и на следующий день). Опасался он возвращаться в гостиницу. Потому как знал, что там ждёт. И не ошибся. На гром оваций, которыми встретили его коллеги, едва не прибежал Николай Басков.
Что могло быть удобнее
1. Логистика для журналистов. Как мы её почувствовали на себе.
а) соревнования: три разных объекта (что вполне логично, камни кёрлингистов — это вам не Станислав Чохлаев, по снегу биатлонного центра они заскользят вряд ли. Тут вопросов нет)
б) аккредитация (четвёртая координата, куда нужно было добираться дополнительно)
в) пресс-конференции (пятый, отдельный от вышеперечисленных объект на карте)
г) торжественные церемонии (шестая, и тоже гордо обособившаяся от других точка геолокации)
д) проживание (тут, понятно, у кого как. Но наш бивуак никак не пересекался с упомянутыми ранее достопримечательностями)
Несомненный плюс: к вечеру первого же дня даже совершенно незнакомые с Ханты-Мансийском люди ориентировались в нём, как в своих ботинках.
2. Работа пресс-центра. Того самого, что на уровне, близком к межгалактическому, умеет принимать взыскательных коллег на Кубках и чемпионатах мира.
а) Тайна беспроводного интернета. Она неожиданно оказалась тесно связана с устным народным творчеством. Именно таким образом журналисты узнавали логин и пароль от вай-фая. Друг от друга. Бумага с нужными координатами появилась ровно в тот день, когда в ней уже никто не нуждался. Словно список ответов в конце учебника по математике: да, мол, молодец, всё правильно решил.
б) Скорость интернета. Мой телефон почувствовал себя властелином технологий, когда выяснилось: если раздавать с него интернет, файлы будут выползать во всемирную сеть абсолютно с той же резвостью, что из пресс-центра.
в) Рабочие места. Задорно торчащие из стен в зоне видимости пятачки розеток намекали, что лучше бы батареям ноутбуков не ерепениться. Не родились ещё такие зарядные шнуры, которые бы дотянулись до этих самых розеток от сгруппировавшейся в центре помещения фаланги столов.
г) Пресс-релизы. Возможно, их хранили в другом месте. Лучше, чем пресс-центр, для таких целей приспособленном. Увы, не посчастливилось увидеть ни одного. Если, конечно, не считать той информации, что каждый день падала аккредитованным журналистам в телеграмм-канал. Здесь можно сказать лишь одно: очень удачная находка организаторов.
4 дня, 6 гонок
Именно столько провели представители тюменской сборной, которые выступали в соревнованиях по лыжным гонкам и биатлону в категории слабовидящих B1- B3. Они, как и все остальные российские паралимпийцы, готовились к стартам, которые принял Китай. Но, как известно, вынуждены были вернуться гораздо раньше, чем хотели.
— Смотрели трансляции из Пекина? — вопрос трёхкратному паралимпийскому чемпиону Николаю Полухину. В этом году ему исполняется 40. Но он доказал свою необходимость команде. А в Ханты-Мансийске подтвердил в первой же гонке. В лыжном старте свободным ходом финишировал третьим.
— Нет, не смотрел. Вернее, только первую, и всё.
— Не хотелось лишний раз переживать?
— Да.
— Зато теперь, когда нас снова восстановят, будете как Бьёрндаллен. За 40, но всё равно на высоте.
— Ну да (улыбается). А что ещё остаётся?
Николай в Ханты-Мансийске претендовал на награду в каждой из пяти гонок, в которых принял участие. Но медаль взял только в одной. А затем были четыре четвёртых места. Этот сезон для него вообще — словно персональный вызов судьбы. Полухин подхватил коронавирус прямо в разгар сезона.
— Я был в тот момент на чемпионате мира в Норвегии. Так вот нас просто закрыли в комнатах, и всё. Мы не получали ни медикаментозной поддержки, ни какой-либо другой, кроме моральной от тренера. Этот карантин продлился неделю по их законам. Но как мы знаем, болезнь протекает в течение двух недель, а восстановление — оно у каждого по-разному. В Лиллехаммере пропустил чемпионат мира, и первый после восстановления старт пришёлся на этап Кубка мира в Эстерсунде. В Швеции пробежал две гонки и почувствовал, что как будто вообще не катался никогда на лыжах.
— Но сейчас-то форма хорошая?
— Кто-то может сказать: вообще не нужно было бежать до конца сезона. Но мы с тренером посоветовались и приняли решение начать тренировочный процесс так, будто сезон начинаем заново. С небольшими изменениями. И вот благодаря этой подготовке у нас сегодня всё получилось.
Разгон как у паровоза
Всё в Ханты-Мансийске получилось и у другой воспитанницы Вячеслава Голдинова — Веры Хлызовой. Конечно, как максималистка, она стремилась исключительно к золоту. В каждом старте. Но на этих играх выстрелила пермячка Анастасия Багиян. В первые дни она выиграла и лыжную гонку свободным стилем, и биатлонный спринт. Но Вера точно знала, на что ей нужно сделать акцент:
— Жду биатлонную индивидуальную гонку с четырьмя рубежами. Чем длиннее дистанция, тем лучше для меня. С чем связано? (улыбается) Тренер говорит, я разгоняюсь как паровоз.
— В гонке свободным ходом только на последнем круге удалось вырвать бронзу. Как удалось найти силы?
— Да я вообще думала, что мы (с лидером Натальей Якимовой) идём где-то вторые-первые. Но, когда сказали, что только третьи, у меня был, конечно, шок.
Если первые два дня Игр вместили 2 гонки, то суббота и воскресенье — 4.
— Это, конечно, очень сложно, — признался заслуженный тренер России Вячеслав Голдинов. — Но тут выбирать не приходится. Потому что мы бежим программу Паралимпийских Игр, как они должны быть. Хотя опыта такого у нас не было. Паралимпиада длится 10-12 дней, а тут в 4 надо уложиться.
Отдушина для белорусов
Хлызова смогла найти в себе необходимые резервы. И в заключительной гонке Игр смогла-таки отобрать золото у Багиян. Которая сумела удивить и белорусскую лыжницу Светлану Сахоненко. Которая увезла из Ханты-Мансийска серебро и золото. И всегда излучала исключительно доброжелательную улыбку. Даже когда что-то не получалось.
— В этом сезоне мы, наверное, 10 километров не бежали именно коньком свободным стилем. Было очень неожиданно для нас. Ну и Настя Багиян удивила. Не очень хотелось увидеть себя на втором месте, но как есть.
— Вы не похожи на расстроенного человека.
— Я здесь наслаждаюсь. Соревнования для меня — как праздник. И люди, и все, кто нас встречает, это просто замечательно. Вы отдушина для нас.
Кстати, белорусская команда прибыла в столицу Югры очень ранним утром. И, несмотря на это, в аэропорту её ждали. По руководителю делегации Александру Флерко было очень хорошо заметно: таким приёмом очень тронут. И очень волнуется.
— Когда прилетели в Ханты-Мансийск, были поражены этим утрешним концертом в 5 утра. Мы тронуты и, наверное, возьмём это себе на вооружение (никакой двойственности смыслов, речь идёт исключительно об Играх. — А.С.). Я впервые увидел у ребят улыбки на глазах. Они радовались, и это очень много значит, ведь у них после отстранения от Игр был шок.
Король Хантов
Шок после отстранения был у всех. Игры «Мы вместе. Спорт» помогли нашим спортсменам с ним справиться. Что особенно было заметно по королю этих соревнований, тюменцу Станиславу Чохлаеву. Шесть гонок. Пять медалей. Четыре победы.
— У вас дома, наверное, целый шкаф с медалями? — спрашиваю супругу Станислава Юлию. Кстати, паралимпийскую чемпионку Сочи.
— Не шкаф, комната.
— И вы уже примерно посчитали, сколько их?
— Честно — нет. Но много. И с чемпионатов мира, и с чемпионатов России, и с Кубков мира, и Глобусы — всё это у нас хранится.
Помещение это, видимо, придётся расширять. Сколько бы ни продлились очередные спортивные санкции, завязывать с паралимпийским движением наши ребята не намерены. Уже в аэропорту, перед самым трапом самолёта в Тюмень вновь удалось поговорить с Николаем Полухиным. О ближайших планах.
— После Хантов 4 дня дома — и на чемпионат России. Он в этом году будет отборочным на следующий сезон. Причём стартуют там и взрослые, и юниоры. Ещё поборемся. Всё от себя зависящее мы сделаем.
Павел Рожков: «Такие соревнования планируем проводить регулярно»
Исполняющий обязанности президента Паралимпийского комитета России о странных событиях, произошедших с нашими спортсменами в Пекине.
— Существует практика Международного Паралимпийского комитета: за 3-4 месяца до начала Игр согласовывать со сборными и повседневную, и спортивную формы, — отметил Павел Алексеевич. — И вдруг пришло решение, что она должна кардинально отличаться. Допустим, у наших хоккеистов был красный верх, белый низ, что в один момент оказалось запрещено. Так вот, китайская команда готова была свою форму нам предоставить, лишь бы нас не сняли с соревнований. Плюс ко всему мы целую ночь перешивали экипировку, чтобы по новым требованиям закрыть на ней национальную символику. Успели, сделали. И после всего этого, как насмешка, принимается решение о том, что наша команда не допускается.
— Какая работа в юридическом поле сейчас ведётся, чтобы оспорить решение по «отмене» российской команды?
— У Международного Олимпийского и Паралимпийского комитетов совершенно разные уставы. Пункт 2.8 свода правил нашей организации предполагает: на Играх в случае спорных моментов работает не выездная панель CAS, а специальная комиссия, созданная Международным же Паралимпийским комитетом. То есть выносить вердикт по нам будут представители того же исполкома, грубо говоря, те же самые люди, которые проголосовали за наше отстранение. И как вы считаете, изменится ли это решение? Мы готовим перечень вопросов, касающихся нанесения спортсменам морального ущерба. Обращаться будем не в арбитраж CAS, который не прописан в уставе Международного Паралимпийского комитета, а в судебные инстанции по месту расположения его офиса. Сейчас с юристами над этой темой очень серьёзно работаем.
— Моральный ущерб — это понятно. А материальный?
— Принято решение, что ребята по итогам участия в играх «Мы вместе. Спорт» премиальные получат в тех же самых размерах, как было предусмотрено во время Паралимпиады.
— Практика проведения Игр паралимпийцев может стать постоянной?
— Да, мы планируем, чтобы такие соревнования в рамках стран БРИКС, ШОС проходили на регулярной основе. И, кстати, вовсе не исключаем приглашение на них других стран Европы и мира.
Алексей Кобелев: «Подошли к играм на пике формы»
Старший тренер Паралимпийской сборной Тюменской области по лыжным гонкам и биатлону рассказал об эмоциональном состоянии спортсменов после возвращения из Пекина.
— Больно, тяжело, ребята переживали, приходилось настраивать, — признался Алексей Александрович. — Шлифовку темпа делали, раз не удалось в Пекине «поскоростить». Плюс ещё один нюанс: после этих тренировок они поняли, что у них состояние — просто огонь. То есть к Играм подошли на пике формы.
— Наверняка на пик вышли не только тюменцы. И поэтому, думается, гарнитура у вас не для красоты.
— Конечно. Всегда их ведём по дистанции. Подсказываем время отставания или, наоборот, отрыва. Соревнования скоротечные, но при этом чрезвычайно насыщенные. И постоянно нужно думать, как беречь энергию в каждом старте. Например, когда ребята много выигрывают, говорю, чтобы не форсировали, шли посвободней.
— Что, наверное, очень кстати, когда приходится бежать два дня подряд по паре гонок.
— Да, такого чуда ещё точно не было.
— Как тактически готовились?
— Самое-то интересное, что мы в последний момент узнали, что у нас будут сдвоенные гонки. И тут уж как получится, насколько здоровья хватит. Только такой вариант, всё. Единственное, посоветовал стартовать в первой из этих четырёх гонок так, будто это скоростная дистанция. А уже после стрельбы ориентироваться по самочувствию.
— На огневых рубежах слабовидящие биатлонисты ориентируются на звук в наушниках. Трибуны в этот момент не мешают?
— Да, тут могла возникнуть проблема. Но перед гонками мы проверили оборудование и подкрутили в настройках громкость.
Автор: Антон Скрипец
Фото: «ЮграМегаСпорт», vk.com/ugramegasport
Команда | И | О | |
1 | «Тюмень» | 26 | 57 |
2 | «Иртыш» | 26 | 50 |
3 | «Амкар» | 26 | 46 |
4 | «Челябинск» | 26 | 40 |
5 | «Новосибирск» | 26 | 34 |
6 | «Торпедо» (Миасс) | 26 | 32 |
Команда | И | О | |
1 | КПРФ | 36 | 74 |
2 | «Норильский Никель» | 36 | 69 |
3 | «Газпром-Югра» | 36 | 64 |
4 | «Синара» | 36 | 63 |
5 | «Ухта» | 36 | 55 |
6 | «Торпедо» | 36 | 55 |
7 | «Тюмень» | 36 | 51 |
8 | «Новая генерация» | 36 | 38 |
9 | "Кристалл" | 36 | 20 |
10 | «Сибиряк» | 36 | 7 |
Команда | И | О | |
1 | «ИрАэро» | 24 | 59 |
2 | «Кузбасс» | 24 | 55 |
3 | «Сиб-Транзит» | 24 | 54 |
4 | «Ямал-НУБК» | 24 | 41 |
5 | «Синара-ВИЗ-д» | 24 | 36 |
6 | «Тюмень-дубль» | 24 | 34 |
7 | «Южный Урал» | 24 | 31 |
8 | «Сибиряк-Триумф» | 24 | 30 |
9 | «Новая генерация-д» | 24 | 27 |
10 | «Сигма-К» | 24 | 22 |
11 | «Глазов» | 24 | 22 |
12 | «Ухта-д» | 24 | 21 |
13 | «Норильский Никель-д» | 24 | 17 |
Команда | И | О | |
1 | «Газпромбанк» | 16 | 39 |
2 | «Славстрой» | 16 | 34 |
3 | «Россар» | 16 | 32 |
4 | «Деловой Мир» | 16 | 29 |
5 | «Вектор» | 16 | 27 |
6 | «Спортмода» | 16 | 18 |
7 | «Сбербанк» | 16 | 15 |
8 | «Кулаково» | 16 | 9 |
9 | ТВВИКУ | 16 | 4 |
Команда | И | О | |
1 | «Локомотив-Изумруд» | 28 | 65 |
2 | «Тюмень» | 28 | 60 |
3 | «Ярославич» | 28 | 62 |
4 | «Академия-Казань» | 28 | 40 |
5 | «ЦСКА» | 28 | 29 |
6 | «Волжанин» | 28 | 28 |
7 | «Динамо» | 28 | 27 |
8 | «Магнитка» | 28 | 25 |
Команда | И | О | |
1 | «Омь» | 42 | 58 |
2 | «Тюмень» | 42 | 56 |
3 | «Уралочка-2-УрГЭУ» | 42 | 39 |
4 | «Луч» | 42 | 5 |
Команда | И | О | |
1 | «Югра» | 50 | 78 |
2 | «Металлург» | 50 | 71 |
3 | «Сокол» | 50 | 70 |
4 | «Дизель» | 50 | 68 |
5 | «Рубин» | 50 | 68 |
6 | «Лада» | 50 | 67 |
7 | «Нефтяник» | 50 | 65 |
8 | «Тамбов» | 50 | 63 |
9 | «Химик» | 50 | 62 |
10 | «Зауралье» | 50 | 62 |
11 | «АКМ» | 50 | 60 |
12 | «Челмет» | 50 | 60 |
13 | «Торос» | 50 | 59 |
14 | «Молот» | 50 | 59 |
15 | «СКА-Нева» | 50 | 58 |
16 | «Горняк-УГМК» | 50 | 58 |
17 | «Динамо»(СПб) | 50 | 56 |
18 | «Ижсталь» | 50 | 56 |
19 | «Рязань-ВДВ» | 50 | 49 |
20 | «Ростов» | 50 | 47 |
21 | «Южный Урал» | 50 | 46 |
22 | «Барс» | 50 | 43 |
23 | «Омские Крылья» | 50 | 41 |
24 | «Звезда» | 50 | 41 |
25 | «Буран» | 50 | 32 |
26 | «Ермак» | 50 | 21 |
Команда | И | О | |
1 | «Авто» | 50 | 63 |
2 | «Сибирские снайперы» | 50 | 63 |
3 | «Молот» | 50 | 57 |
4 | «Ладья» | 50 | 49 |
5 | «Реактор» | 50 | 49 |
6 | «Тюменский Легион» | 50 | 45 |
7 | «Кузнецкие медведи» | 50 | 39 |
8 | «Красноярские Рыси» | 50 | 25 |
9 | «Сарматы» | 50 | 25 |