Вице-чемпион мира по мини-футболу Георгий Замтарадзе: «Мне всегда нужно было разозлиться, чтобы хорошо играть»
Воспитанник тюменского мини-футбола, трёхкратный чемпион России в составе столичных «Динамо» и КПРФ, неоднократный призёр чемпионатов мира и Европы, Георгий Замтарадзе, объявил о завершении карьеры.
Понял, что хватит
— Возраст, мне уже 35, травмы дают о себе знать, — рассказывает голкипер. — Физические возможности уже не т. е. Раньше мог зарядить себя ради выступлений в сборной России, которая боролась за медали на чемпионатах мира и Европы. А сейчас же нашему спорту закрыли доступ на международную арену.
— Не было мысли вернуться в «Тюмень», где сейчас осталось два молодых голкипера, может быть, стоило продлить карьеру ещё минимум на год?
— Такие мысли посещали мою голову. Я в своё время уходил из родного клуба, чтобы доказать, что готов выступать здесь в основном составе. Первое время, когда покинул «Тюмень», звонил президенту Александру Валентиновичу Попову (это он, по сути, запустил мою профессиональную карьеру, без него бы я просто играл во дворе). Думал, что вот-вот ещё немного и я докажу, меня возьмут обратно, но по ряду разных причин этого не случилось. Возможно, виной тому и моё поведение, вспыльчивый характер. Был в чём-то не прав, извините. Да и конкретных предложений этим летом не поступало. Тогда я понял, что всё, хватит.
— Трудно далось такое решение?
— Думал об этом около трёх лет. Хотел закончить красиво, эффектно закрыть за собой дверь — выиграть чемпионат мира, Евро, но не сложилось. Теперь буду болеть за следующие поколения футболистов, уверен, они смогут это сделать.
Клуб, который дал всё
— Давайте вернёмся в детство. Почему вы вообще стали вратарём?
— Мои первые тренеры Равиль Умяров и Сергей Никифоров создали команду «Форвард». Зимой мы играли в зале, а летом — в футбол. Наставники спросили меня, кем хочу быть, я ответил, что вратарём. Почему я это сказал — не знаю. Но так я стал голкипером.
— Не пожалели о таком спонтанном выборе?
— Нет, я же сам принял это решение. Потом, когда поставили в ворота, все сомнения отпали сами собой.
— Почему в итоге выбрали мини-футбол?
— У нас был выпуск в школе, в итоге в футбол никого никуда не брали. Мне тогда уже стукнуло 16, и поступило приглашение от мини-футбольного клуба «Тюмень». Он тогда был известен в городе, все знали его игроков Дениса Абышева, Николая Иванова. Я согласился, чуть позже меня пришли Иван Милованов, Николай Переверзев…
— Самоё тёплое воспоминание из вашей спортивной жизни, наверное, чемпионат мира 2016 года, вершина карьеры?
— Самоё тёплое воспоминание — Денис Абышев. Этот человек ковал мой характер. Я пришёл в «Тюмень», когда мне было 16. Сразу попал под его влияние. Он воспитывал во мне неуступчивость и учил жизни.
— Какое место в вашем сердце оставил МФК «Тюмень»?
— Меня бы не было как игрока без этого клуба. Считаю, что без уважения прошлого не будет будущего. Потому люблю и уважаю «Тюмень». Она дала мне всё.
— А «Динамо»? Именно в этом клубе вы завоевали два титула чемпионата страны?
— «Динамо» воспитало во мне уверенность в себе. Игроки высокого уровня, и отношение к ним соответствующее. Мне там говорили: «ты всё умеешь, всё знаешь, просто выходи и делай свою работу». Помню случай. Финал, минута до конца встречи (сезон 2015/2016, когда бело-голубые обыграли в решающем раунде «Газпром-Югру» — К.Л.). Тайм-аут, а мы стоим и танцуем, выигрывая 2:1. Меня научили получать удовольствие от того, что просто находишься на площадке. Нужно запоминать каждую секунду в такие мгновения. Не должно быть такого, что ты чего-то боишься, сомневаешься, играешь из-под ножа. Тебя никто не остановит, тебе ничто не помешает. Вот такую уверенность в себе дало мне «Динамо».
— Что скажете по поводу КПРФ?
— Когда я приходил в этот клуб, то он только начинал себя позиционировать как претендент на высокие места. Мы творили историю. Здесь я научился подстраиваться под тренера, хотя и не привык под кого-то прогибаться. КПРФ научил меня взаимодействию с наставниками.
Да здравствует шоу!
— У вас была интересная манера поведения на площадке.
— Мне всегда нужно было разозлиться, чтобы хорошо играть. Да и вообще не нравится тихая спокойная обстановка на площадке. Я люблю шоу, когда эмоции, страсть. Да и зрителям это нравится, а не загнанные футболисты, которые тренируются по два раза в день, потом выходят на матчи очень уставшими. Никому не интересно, болит у тебя голова или колено, люди хотят шоу. Что касается характера, то он всё решает, хотя есть физика, техника, тактика. Когда сталкиваются два равных соперника, то вывозит тот, у кого сильнее характер.
— А если не на кого злиться, значит, нужно искусственно найти этот раздражитель?
— Выделял самого сильного игрока соперника, начинал его задевать. Причём, за пределами паркета мы просто ржали друг над другом, над ситуацией, абсолютно никаких обид. Для меня в спорте интереснее всего — выбрать самого сильного и провоцировать его, чтобы вывести из себя. Это же шоу.
— У вас была долгая карьера, неужели, игроки других команд вас не изучили, не понимали, что вы провокатор? Поддавались на ваши уловки? Кто легче всего и ярче «вёлся» на приёмы Георгия Замтарадзе?
— Поддавались, ещё как. Андрея Заболонкова легко было вывести из себя, как и абсолютно всех бразильцев нашего чемпионата. Эскердинью, когда тот выступал за «Дину», цеплял постоянно. Паульиньо, когда я был в «Динамо», а он в КПРФ. Как-то он не забил 10-метровый штрафной удар. Я ему сказал: «Да ты сладкий». Он так злился. А потом рассказывал, что терпеть меня не мог за это, а ещё за то, что я смеялся ему в лицо. Естественно, я специально это делал. Я любил играть на публику. Но самая яркая реакция у Вани Милованова. Он всегда поддаётся на провокации, причём, смешно на них реагирует. Ваня, прости меня, пожалуйста, ты же знаешь, я тебя очень люблю! Что поделать, характер нельзя изменить. Мы становимся спокойнее, сдержаннее, но внутри всегда остаёмся детьми, просто меняемся снаружи.
— А сами вы поддавались на провокации? По-моему, вас тоже легко вывести из себя?
— Это обманчивое впечатление. Всего пару раз выходил к трибунам и что-то им говорил, но на то были причины. Я, например, не приемлю, когда нашим бразильцам кричат: «Езжайте домой». Тому же Сирило, хотя зачем это всё? Он полюбил твою страну, обожает пельмени. Сирило открыл академию, девиз которой «Бразильский футбол с русской душой». Ему нравится здесь, а он слышит обидные слова. Я всегда защищал Пулу. У него девять братьев и сестёр, было трудное детство. Пула постоянно отсылает деньги в Бразилию, чтобы его родня хорошо жила. Я человек верующий, считаю, что есть темы, о которых нельзя кричать с трибун, мы все люди, и должны уважать друг друга. В этом смысле, настоящий образец культурного поведения — Екатеринбург. Местные болельщики редко высказывают негатив в сторону игроков. Как бы ты ни вёл себя, не услышишь плохого слова. А мы, футболисты, всё слышим, что доносится с трибун, вратари — точно.
— Вы рассказали о тех, кого выводили из равновесия на внутренней арене, а в международных матчах?
— Коэлью, защитника сборной Португалии, Рикардиньо.
— На каком языке с ними общались?
— С помощью мимики, взглядов. В большинстве случаев полевые футболисты и вратари смотрят друг друга в глаза. Все всё замечают: когда кто-то ехидно улыбается, например. Тебе не забьют, ты улыбнёшься в ответ, мячик какой-нибудь легко поймаешь, сверхуверенно, ещё одна улыбка. Соперник начинает нервничать, так он попадает в твою паутину.
— Сами нервничали на площадке?
— Всегда. Когда ты молодой, с тебя спроса нет. Тебе говорят: «работай, всё придёт». Когда ты состоялся, у тебя уже больше ответственности. Ты обязан не ошибаться. На меня всегда это давило. Боролся с нервами так: отвлекался.
— Это как?
— Мог вступить в диалог с тренером по вратарям прямо во время матча. При этом, конечно, следил за происходящим на поле. Мне кричали, мол, сосредоточься на игре, а я просто выдыхал в этот момент.
Вдох, выдох, открываю глаза… гол
— Говорят, что у вратарей особая психология. Так ли это? И ещё есть выражение «художника каждый может обидеть», можно ли такое высказывание применить к футзальным голкиперам? Все в себе, обидчивые люди, с тонкой душевной организацией?
— Обидеть нас легко. Почему вратари другие? Мы как тренеры, наблюдаем за игрой, стоя, как бы, чуть-чуть со стороны. За вратарём никто не исправит ошибку. А боязнь подвести ребят, с которыми дружишь, присутствует всегда.
— Вы говорите о перманентной гиперответственности, с которой порой трудно справляться. Видимо, депрессия — постоянный спутник вратарей?
— Было и такое. Последний раз вылезал из неё полтора года. И она по мне ощутимо ударила. Спасли вера в себя, тренировки, тренировки и ещё раз тренировки. Трудотерапия — главное средство против депрессии. И мини-футбол вернёт должок, сто процентов. Когда все говорили, что я не футболист, что толстый, нескладный, медленный, вялый, злой. Только вера в себя и трудотерапия помогли избавиться от депрессии.
— Можете рассказать о самых запоминающихся моментах вашей карьеры?
— Я выступал за «Тюмень», тогда в команде из вратарей были Звиад Купатадзе, Макс Зайков и я (самый молодой, 16-летний пацан). Купа получил то ли травму, то ли красную карточку. Нам предстояли ответственные игры на выезде с «Приволжанином» из Казани. Это борьба за последние места, тогда ещё клубы вылетали из суперлиги. Очень важные матчи, ни в коем случае нельзя уступать в обеих встречах. В первой играет Зайков. Прямо скажу, неудачно. Так бывает, у каждого случается подобное. И мне 16-летнему говорят: «готовься, завтра — твоя очередь». Помню, сижу в номере, и меня просто колбасит. Страшно, первый матч в суперлиге, я кофе пью кружками, чтобы хоть как-то успокоиться, но делаю только хуже. Играем, счёт 4:3, они выпускают пятого полевого, я забиваю в пустые ворота. Радуюсь, потом идёт атака в нашу сторону, бьют, отражаю удар в шпагате, отправляю мяч вперёд, тот катится в пустую раму. Денис Абышев добивает его в сетку. Я бегу к нему радоваться, а он мне сказал, как отрезал: «Рано ещё». Этот эпизод отложился в моей памяти.
— Вы уже несколько раз упомянули Дениса Абышева, как своего учителя. А кто, на ваш взгляд, самый умный и талантливый футболист из тех, с кем доводилось вместе играть?
— Однозначно Фернандиньо. Есть несколько категорий футзалистов: средние, хорошие, топовые и уникумы. Последние — это как Месси и Роналду в футболе. Фернандиньо — уникум. Помню, я играл ещё за «Тюмень», а он за «Динамо». По-моему, мой первый матч против этой команды. Мы уступаем в счёте. Нас конкретно «возят», я очень устал. Тогда ещё молодой был, несформировавшийся, не умел правильно дышать. И тут наша атака, думаю, прикрою глаза на секунду, выдохну, а то тяжко. Закрываю, делаю вдох, выдох, открываю глаза … гол. Фернандиньо увидел, что я отвлёкся на несколько секунд и пробил, когда они перехватили мяч. Причём, у него нет каких-то выдающихся внешних данных, он весь какой-то несуразный, мы его даже Крабиком называли между собой. Но Фернандиньо всё видит.
— А если говорить о тех, с кем было интересно общаться, об интеллектуалах в мини-футболе?
— Серёга Зуев. Он очень образованный, интересный. У него взгляды правильные, я их тоже разделяю. Семейный человек, верующий. Мне симпатичны такие люди.
— Вы хороший рассказчик, может быть, поведаете какую-нибудь интересную историю, байку из недавнего мини-футбольного прошлого?
— Был случай с одним игроком, не стану называть его имени. Передвигались на автобусе, собирали партнёров по команде на тренировку, настала очередь тренера, а того нет. Пять минут — нет, десять — нет. Потом встаёт тот самый футболист и говорит: «Поехали, „Спартак“ Бескова не ждал». И автобус умчался на тренировку без наставника. Правда, через неделю наставник выгнал из команды того парня, выдавшего такую фразу. Отомстил.
— Периодически в вашем голосе появляются нотки ностальгии, осознаёте, что закончился большой жизненный этап? Что дальше?
— На всё — воля Божья. Не сейчас, но в будущем планирую стать детским тренером, но точно не взрослым. Хочу вложить в детей частичку себя. У нас так всё построено, что наставника национальной сборной уважают больше, чем детского тренера, хотя должно быть наоборот. На мой взгляд, работать с детьми почётнее и сложнее, потому что без фундамента ты не построишь дом. А брать готовое, когда человеку поставили технику, физику, воспитали в нём характер, не так сложно. Профессионалы по факту должны делать то, что ты им говоришь. Ребёнок ничего не должен. Ему нужно привить любовь к мини-футболу.
— Как сложится ваша жизнь в ближайшем будущем? В какой сфере вы будете развиваться?
— Она не связана со спортом. Есть планы, пока не могу о них рассказать. Придёт время, всё станет известно. Тюмень не такой огромный город, сарафанное радио ещё никто не отменял.
Автор: Константин Лубин
Фото: Виктория Ющенко
Команда | И | О | |
1 | КПРФ | 30 | 64 |
2 | «Норильский Никель» | 30 | 53 |
3 | «Синара» | 30 | 51 |
4 | «Газпром-Югра» | 30 | 51 |
5 | «Торпедо» | 30 | 48 |
6 | «Ухта» | 30 | 47 |
7 | «Тюмень» | 30 | 38 |
8 | «Новая генерация» | 30 | 36 |
9 | "Кристалл" | 30 | 20 |
10 | «Сибиряк» | 30 | 7 |
Команда | И | О | |
1 | «ИрАэро» | 24 | 59 |
2 | «Кузбасс» | 24 | 55 |
3 | «Сиб-Транзит» | 24 | 54 |
4 | «Ямал-НУБК» | 24 | 41 |
5 | «Синара-ВИЗ-д» | 24 | 36 |
6 | «Тюмень-дубль» | 24 | 34 |
7 | «Южный Урал» | 24 | 31 |
8 | «Сибиряк-Триумф» | 24 | 30 |
9 | «Новая генерация-д» | 24 | 27 |
10 | «Сигма-К» | 24 | 22 |
11 | «Глазов» | 24 | 22 |
12 | «Ухта-д» | 24 | 21 |
13 | «Норильский Никель-д» | 24 | 17 |
Команда | И | О | |
1 | «Газпромбанк» | 16 | 39 |
2 | «Славстрой» | 16 | 34 |
3 | «Россар» | 16 | 32 |
4 | «Деловой Мир» | 16 | 29 |
5 | «Вектор» | 16 | 27 |
6 | «Спортмода» | 16 | 18 |
7 | «Сбербанк» | 16 | 15 |
8 | «Кулаково» | 16 | 9 |
9 | ТВВИКУ | 16 | 4 |
Команда | И | О | |
1 | «Югра» | 50 | 78 |
2 | «Металлург» | 50 | 71 |
3 | «Сокол» | 50 | 70 |
4 | «Дизель» | 50 | 68 |
5 | «Рубин» | 50 | 68 |
6 | «Лада» | 50 | 67 |
7 | «Нефтяник» | 50 | 65 |
8 | «Тамбов» | 50 | 63 |
9 | «Химик» | 50 | 62 |
10 | «Зауралье» | 50 | 62 |
11 | «АКМ» | 50 | 60 |
12 | «Челмет» | 50 | 60 |
13 | «Торос» | 50 | 59 |
14 | «Молот» | 50 | 59 |
15 | «СКА-Нева» | 50 | 58 |
16 | «Горняк-УГМК» | 50 | 58 |
17 | «Динамо»(СПб) | 50 | 56 |
18 | «Ижсталь» | 50 | 56 |
19 | «Рязань-ВДВ» | 50 | 49 |
20 | «Ростов» | 50 | 47 |
21 | «Южный Урал» | 50 | 46 |
22 | «Барс» | 50 | 43 |
23 | «Омские Крылья» | 50 | 41 |
24 | «Звезда» | 50 | 41 |
25 | «Буран» | 50 | 32 |
26 | «Ермак» | 50 | 21 |
Команда | И | О | |
1 | «Авто» | 50 | 63 |
2 | «Сибирские снайперы» | 50 | 63 |
3 | «Молот» | 50 | 57 |
4 | «Ладья» | 50 | 49 |
5 | «Реактор» | 50 | 49 |
6 | «Тюменский Легион» | 50 | 45 |
7 | «Кузнецкие медведи» | 50 | 39 |
8 | «Красноярские Рыси» | 50 | 25 |
9 | «Сарматы» | 50 | 25 |
Команда | И | О | |
1 | «Локомотив-Изумруд» | 22 | 51 |
2 | «Тюмень» | 22 | 48 |
3 | «Ярославич» | 22 | 49 |
4 | «Академия-Казань» | 22 | 34 |
5 | «ЦСКА» | 22 | 25 |
6 | «Волжанин» | 22 | 23 |
7 | «Динамо» | 22 | 19 |
8 | «Магнитка» | 22 | 15 |
Команда | И | О | |
1 | «Северянка» | 34 | 84 |
2 | «ЮЗГУ-Атом» | 32 | 74 |
3 | «Локомотив-2» | 32 | 69 |
4 | «Динамо-Анапа» | 34 | 51 |
5 | «Муром» | 32 | 50 |
6 | «Тюмень» | 32 | 48 |
7 | «Омь» | 32 | 47 |
8 | «Уфимочка-УГНТУ» | 32 | 43 |
9 | «Уралочка-2-УрГЭУ» | 32 | 18 |
10 | «Луч» | 32 | 2 |
Команда | И | О | |
1 | «Тюмень» | 17 | 38 |
2 | «Амкар» | 17 | 36 |
3 | «Челябинск» | 17 | 31 |
4 | «Иртыш» | 17 | 29 |
5 | «Новосибирск» | 17 | 23 |
6 | «Торпедо» (Миасс) | 17 | 22 |
7 | «Зенит-Ижевск» | 17 | 21 |
8 | «Оренбург-2» | 17 | 20 |
9 | «Динамо-Барнаул» | 17 | 19 |
10 | «Носта» | 17 | 13 |
11 | «Урал-2» | 17 | 12 |
12 | «Химик-Август» | 17 | 11 |