Пятикратный призёр чемпионатов мира Станислав Кокорин: «Отдал скалолазанию 22 года своей жизни»
Прославленный тюменский скалолаз Станислав Кокорин повесил «скальники» на гвоздь. Мы с ним почти ровесники. Я начал свою карьеру в журналистике одновременно с его первыми успехами на международной арене. Именно Стас с другим «скоростником», Сергеем Абдрахмановым, открыли для меня притягательный мир скалолазания.
Без триггеров с цифрами
— 31 января 2023 года — официальная дата завершения спортивной карьеры. Накануне ты пересёк 33-летний рубеж. Что-то слишком много двоек и троек…
— Я родился 22 января, а начал заниматься скалолазанием в 2001 году. Выходит, что отдал этому делу 22 года своей жизни. Такое обилие двоек и троек всего лишь совпадение. Впервые задумымался отходить от спорта уже в конце 2019 года. Потом началась пандемия. Всё больше стал не сомневаться, что мне надо уже заканчивать. Я не мог тренироваться в полную силу из-за проблем в личной жизни. Не было никакого фокуса на спорт и стало появляться отвращение к любимому делу.
Я ещё в прошлом году выступал на чемпионате России в Тюмени. Тогда понимал, что надо заканчивать и даже не рыпаться. Затем у меня завершилось соглашение с ЦСП (Центр спортивной подгоотовки — П.К.). У нас там договорная основа. Каждый год спортсмены продлевают свои контракты.
Прекрасно осозновал, что не смогу уже на это рассчитывать. Потому что за прошлый год я выступил всего на одном старте — домашнем чемпионате России, где занял лишь 20-е место. Я понимал, что это финиш. Можно сказать, что 31 января 2023 — это дата увольнения из ЦСП и официальное завершение моей карьеры.
Я никогда не верил в цифры. Всегда считал, что это какой-то очередной триггер из-за чего-то там париться и волноваться. У всех спортсменов есть куча своих примет. Кто-то, например, любимые трусы не надел, запсиховал, заволновался и проиграл. Я все эти блоки пытался исключать.
— Не ощущал чувств обиды или жалости, что последний старт в карьере оказался таким провальным?
— Конечно, никогда не представлял, что так закончу. Учитывая, насколько я оказался предан этому делу, как его любил и просто фанател. Потому что 24 на 7 у меня в голове было только скалолазание и «скорость». Естественно, я не мог даже представить, что такая любовь может вот так безлико уйти и закончиться.
Поначалу не было каких-то больших спектров эмоций. Но спустя какое-то время понял, что как-то всё бесславно вышло. Не с точки зрения результата. Просто какая-то нелогичная концовка в моих наивных мечтах. Но называть их именно такими тоже будет неправильно. Я не мечтатель. У меня действительно результаты были, потенциал был, всё было.
Но как случилось, так случилось. Силы вернуться и бороться, конечно же, есть. Я не буду ныть и отмазываться. Но опять-таки не хочу казаться мегажелезным человеком. Потому что в спорте всегда боятся сказать правду, признать ошибку, сознаться в слабости. В последнее время я начал понимать, что такой путь совсем неверен. Он, наоборот, может тебя загнать в какие-то рамки, что потом просто не вылезешь из них психологически. Я хочу думать, что случится какой-то другой поворот событий, при котором буду более реализован, чем спортсмен только-только объявивший о завершении карьеры.
Аренда «гоупрошки»
— Как ты увлёкся снимать видео?
— Серёга Абдрахманов первым начал ездить по соревнованиям с «гоупрошкой» (экшн-камеры GoPro — П.К.). Он пробовал что-то снимать. Мне это нравилось. Когда Абдр закончил карьеру, у меня появился компьютер. Без какой-то задней мысли просто нравилось копаться в монтаже, что-то склеивать. Появилась необходимость в камере. Подумал, прикольно было бы что-то показывать, как мы катаемся по соревам, и продолжить Серёгино дело.
Я хотел взять камеру Абдрахманова, но это оказалось не так-то просто. Тогда понял, что у друг — «еврей». Он отдал свою «гоупрошку» мне в аренду за три тысячи рублей. Это было именно та сумма, что камера потеряет в цене за год. Так в итоге и сложилось, что Серёга стал успешным предпрининимателем.
Тогда и началось моё баловство с видео. Я ездил по соревнованиям, в лицо камеру тыкал всем и что-то пытался спросить. На меня все смотрели с непониманием. Обычное дело, когда идёшь вразрез с какими-то устоями. Всем казалось, что я страдаю фигнёй, распыляюсь и попросту трачу энергию. Когда смотрю эти видео 10-летней давности, думаю: «Вот это я, конечно, балбес». Сейчас бы не решился на такие штуки, которые делал тогда. Просто в то время не боялся казаться простым.
— Чем же тебя так затянуло это хобби?
— На это повлияли несколько причин. Во-первых, я был высококвалифицированным спортсменом, который ездит по международным соревнованиям. Во-вторых, очень титулованным скалолазом. В-третьих, фактор моего собственного интереса к съёмке и монтажу. Я готов был на это тратить своё свободное время.
Вот эти все пазлы сложились. Меня же родители отдавали в спорт, не как сейчас в футбол, рассматривая эти финансовые траты во многом, как инвестиции в будущее. Что через 5-10 лет этот мальчик станет тем самым Кокориным и будет уже семью обеспечивать. Но такого же не было.
Занятия скалолазанием, как и моё видеохобби, тоже можно было рассматривать, как некое увлечение. Я не думал, что когда-то этим буду зарабатывать. Но так получилось и с тем, и с другим. Это, наверное, такой самый правильный пример, как в детстве, когда всё само собой протекает, и мы радуемся. Здесь тоже самое, несмотря на то что мне было 20 лет.
Нон-стоп в Инсбруке
— Когда ты начал понимать, что спортивная карьера постепенно подходит к концу, а вот видеохобби, наоборот, продолжает расти и развиваться?
— Буквально через год после появления хобби обрёл личного спонсора — фирму «Кайлас». Это стало возможным, когда я съездил к титулованному китайскому скалолазу Киксину Жонгу на базу и снял видео. Предложение контракта придало мне ещё больший импульс. «Кайлас» бесплатно предосталял спортивную экипировку.
Это для 23-летнего спортсмена значило больше, чем глоток свежего воздуха. Я по возможности начал уделять больше внимания своему увлечению и повышать качество видео. Через какое-то время наше сотрудничество с Kailas переросло и в денежный контракт. Но на первом месте у меня по-прежнему оставались спортивные результаты.
На Всемирных играх в 2017 году понял, что на своём видеохобби можно и зарабатывать. Ко мне подошёл президент федерации скалолазания России Дмитрий Бычков и спросил: «Слушай, Стас, чем вообще после спорта хочешь заниматься-то?». Я рассказал, что обожаю снимать, постить, рассказывать.
После этого Дмитрий Анатольевич предложил мне отправиться на первенство мира в Инсбрук и в формате видеодневника рассказывать о каждом из 10 дней турнира. Расходы на дорогу, проживание и питание брала на себя наша федерация. Я ухватился за такую возможность, хотя и понимал, что есть риск потерть шансы на хорошую форму. Это же было практически по середине календарного сезона.
Для меня предложение от Бычкова стало настоящим прорывом. На первенство мира я реально весь день снимал, а ночью занимался монтажём. И так на протяжении всего турнира в Инсбруке. Я открыл новую для себя возможность, что могу всё это выполнять. Что мои возможности, оказывается, вполне неплохие. Мне по силам работать в режиме нон-стоп: и снимать, и монтировать, и ещё находить время для собственных тренировок.
Вот тогда понял, что я должен дальше продолжать это дело. Через две недели после Инсбрука я поехал в Эдинбург на этап Кубок мира, и стал там вторым. Всё как-то совпало. Я такую уверенность почувствовал, что я могу и то, и другое. Главное просто трудиться на полную в том деле, которое тебе по душе. Я тогда параллельно и снимал, и монтировал, и лазал.
В следующем сезоне уже писал бюджет на весь год. Выбирал соревнования, где готов был снимать и монтировать, и за какие деньги. С 2018 года и по сей день я ни на одном турнире, даже с международным статусом, за просто так не работал. Спустя буквально пять лет таких увеселительных видеоблогов о соревнованиях и поездках хобби начало приносить деньги.
«Чужой на эталоне»
— Самый удачное видео на твоём канале в YouTube?
— У меня не было таких уж суперглобальных проектов. Но для себя выделяю «Чужой на эталоне». Он мне самому очень нравился. Я пытался выдерживать какой-то план и планку. Я понял, появилось что-то системное такое, чего никогда не было. Но на этом проекте ничего не зарабатывал. Всё, что публиковалось на моём канале в YouTube, было сделано исключительно для развития моего имиджа, как человека, который снимает и монтирует.
— Идея с «Чужим на эталоне» и вправду очень классная. Биатлонистка Виктория Сливко, наверное, была самым популярным человеком, кто принимал в этом участие?
— Лыжник Денис Спицов тоже приходил. Это люди, которые у всех на слуху. Когда реально начинаешь что-то делать, то всё равно всплывают какие-то возможности. Начинал я в «Чужом на эталоне», может быть, не с суперизвестных спортсменов, но достаточно титулованных. Это всё привело к привлечению других интересных людей, известных не только на федеральном уровне, но и на мировом.
Поэтому если бы эту идею ещё вкуснее начать развивать, то вообще было бы супер. Для меня этот проект тоже стал неким новым уровнем развития. Потому что я стал больше контактировать с людьми. Начал лучше их понимать. На практике узнал, как нужно приглашать, что говорить, чем заманивать. Я пытался пробовать себя в качестве журналиста.
Обёртка для федерации
— В чём заключается твоя нынешняя работа?
— Я возглавляю отдел маркетинга в ФСР (федерация скалолазания России — П.К.). Занят тем, что и делал всю жизнь — продвижением скалолазания, но немножко уже с другого ракурса. Если раньше это было как-то сбоку, то сейчас уже более прямолинейно, глядя в глаза этой машине под названием «скалолазание России». Но при этом соблюдая какие-то законы и рамки.
— За что конкретно ты отвечаешь в ФСР?
— Я работаю над улучшением трансляций и их продвижением. Занимаюсь поиском партнёров и спонсоров. Также в моей сфере ответственности производство бренда под именем федерации. Я имею ввиду выпуск мерча, что сейчас очень популярно.
Одной из основных задач является работа с нашим партнёром — РЖД. Там большое ТЗ (техническое задание — П.К.). Нужно соблюдать и блюсти все пункты договора, которые прописаны с генеральным спонсором.
На мне, по сути, обёртка самой федерации, чтобы всё было интересно, красиво и захватывающе. Занимаюсь вещами, которые заманивают и привлекают новых людей в скалолазание. Например, думаю над коллаборациями с другими видами спорта, с привлечением инфлюэнсеров по типу блогеров.
Огромный спектр задач. Их нужно не сколько мне самому выполнять, а создать машину по производству огромного количества продуктов, которые есть у ФСР. Это, в первую очередь, трансляции, видеоконтент, мерч и книги по литературно-методической части. Также думаем и о создании музея…
«Здоровый человек»
— Насколько для тебя трудно дался переезд в Москву?
— Живу в хорошем районе, откуда по большому счёту никуда и не уезжаю. Но я так и хотел, чтобы всё оказалось в шаговой доступности от работы, тренировок, места для прогулок с моей собакой. Там должно было быть комфортно. Не везде, к сожалению, к животным, в частности к собакам, относятся хорошо. Это — моя отдельная тема и отдельная боль. Не могу сказать, что и у нас в Тюмени есть культура собачников. Постоянно случаются какие-то тёрки.
Были критерии, которых я придерживался. Ради них мог пожертвовать в том же финансовом плане. Мне просто хотелось достаточно комфортно работать и не сильно заморачиваться на бытовых вещах. За месяц жизни в Москве я только дважды выбирался в центр города. Первый раз это случилось ради премьеры нового сезона шоу «Суперниндзя».
Ещё сходил на премьеру фильма «Здоровый человек». Для меня это было тоже что-то новое. Я увидел, как проходят предпремьерные показы в Москве, куда приходят создатели и актёры фильма. Они рядом с обычными зрителями, общаются, фотографируются. После показа фильма устраивается пресс-конференция с участием режиссера и актёров, где они охотно отвечаются на вопросы всех желающих.
— На такое меропрятие может попасть любой желающий?
— Да! Это был обычный предпремьерный показ. Он проходил за неделю до запуска в прокат. Билет мне обошёлся в 700 рублей. В мероприятии приняли участие режиссёр Петр Тодоровский и актер Никита Ефремов, сыгравший главную роль в фильме. Для столицы, как мне показалось, как будто бы какая-то обыденность.
Я это ещё заметил года два назад, когда был в Москве и пошёл в театр. Попал на спектакль, где даже не все места оказались заняты. Но в этой постановке были задействованы известные актёры, в том числе Дмитрий Дюжев. Его приезд в ту же Тюмень — настоящее событие, а билеты по 3 тысячи и выше.
А здесь за условные 400 рублей попадаешь на офигенный спектакль, где играют Дюжев, чуть ли не с самим Виктором Сухоруковым. И это норма для Москвы, ничего особенного. Это плюс, конечно, проживания в столице.
В Москве легче, чем в Тюмени
— Ты, судя по всему, чувствуешь себя довольно комфортно в Москве?
— Особых сложностей и вправду пока не испытываю. Возможно потому, что уже есть иммунитет к поездкам по разным городам мира. Самое интересное, когда нахожусь здесь, то всё в принципе окей. Зато достаточно трудно приезжать в Тюмень и возвращаться в квартиру, где 12 лет прожили с уже бывшей женой. И уезжать оттуда тоже тяжело.
А когда я в Москве, то здесь всё другое. Нет ничего напоминающего о том, что было. Не такой телевизор, кухонный гарнитур иного цвета, диван в другом месте стоит. Единственное, что там меня держит из прошлых вспоминаний, собака. Всё остальное совсем другое. Что это было как будто бы уже давно и не со мной. Поэтому в столице мне легче, чем в Тюмени.
— Переезд в твоей нынешней ситуации — это плюс? Есть шанс зажить новой жизнью с чистого листа?
— Я к этому сейчас стремлюсь. Новая жизнь — уже свершившийся факт. Данность, которая состоялась. Самое сложное было её принять. Я отчасти это уже сделал. Теперь на многие вещи по-другому смотрю и стараюсь не повторять каких-то действий и ошибок, которые совершал в прошлом.
— Фильм-то Тодоровского тебе понравился?
— Да, он многим может зайти. Каждый может себя увидеть в главном герое фильма. Он устал от обыденной жизни. Ему захотелось делать что-то такое, чтобы приносило бы эмоции. Поэтому персонаж Ефремова начал уходить от стабильной жизни к благотворительности. Он помогал детям из интернатов, участвовал в поисковых операциях людей пропавших без вести, работал волонтёром.
Всё это, естественно, стало сказываться на его финансах и семейной жизни. Он был готов расстаться чуть ли не со всем имуществом, чтобы вылечить незнакомого мальчика от рака. Но почему-то всем кажется, что за добрые поступки люди всегда должны оправдываться.
Потому что сейчас другая норма жизни — стабильная работа, солидный достаток и продвижение по карьерной лестнице. Если человек уходит в какое-то другое русло, то его не все понимают. Главный посыл этого фильма именно такой, а зрителям самим нужно решить, кто вы и что вы.
Автор: Павел Кунцевич
Фото: Артём Сонсин, Владимир Огнёв
Команда | И | О | |
1 | «Норильский Никель» | 34 | 73 |
2 | КПРФ | 34 | 70 |
3 | «Тюмень» | 34 | 67 |
4 | «Газпром-Югра» | 34 | 65 |
5 | «Ухта» | 32 | 58 |
6 | «Синара» | 34 | 57 |
7 | «Торпедо» | 34 | 55 |
8 | ЛКС | 34 | 47 |
9 | «Кристалл» | 32 | 43 |
10 | «Новая генерация» | 34 | 39 |
11 | «ИрАэро» | 34 | 21 |
12 | «Сибиряк» | 34 | 11 |
Команда | И | О | |
1 | «Тюмень-дубль» | 20 | 43 |
2 | «Сиб-Транзит» | 20 | 40 |
3 | «Факел ЯМАЛ» | 20 | 37 |
4 | «Кузбасс» | 20 | 37 |
5 | «Синтур» | 20 | 36 |
6 | «Южный Урал» | 20 | 36 |
7 | «Ухта-дубль» | 20 | 33 |
8 | «Глазов» | 20 | 32 |
9 | «Прогресс-Бионорд» | 20 | 32 |
10 | «Синара-ВИЗ-д» | 20 | 31 |
11 | «Металлург» | 20 | 31 |
12 | «Норильский Никель-д» | 20 | 29 |
13 | «Новая генерация-дубль» | 20 | 20 |
14 | «Заря» | 20 | 10 |
15 | «Сибиряк-Новосибирск» | 20 | 3 |
Команда | И | О | |
1 | «Металлург» | 51 | 76 |
2 | «Динамо»(СПб) | 52 | 76 |
3 | «Горняк-УГМК» | 55 | 74 |
4 | «Рубин» | 52 | 74 |
5 | «Торпедо-Горький» | 54 | 73 |
6 | «Химик» | 52 | 70 |
7 | «Рязань-ВДВ» | 53 | 69 |
8 | «Молот» | 52 | 69 |
9 | «Челмет» | 54 | 66 |
10 | «Норильск» | 50 | 65 |
11 | «Югра» | 52 | 65 |
12 | АКМ | 51 | 65 |
13 | «Тамбов» | 54 | 63 |
14 | «СКА-Нева» | 51 | 62 |
15 | «Звезда» | 50 | 61 |
16 | «Барс» | 53 | 61 |
17 | «Буран» | 53 | 59 |
18 | «Динамо-Алтай» | 52 | 59 |
19 | «Дизель» | 52 | 59 |
20 | «Южный Урал» | 52 | 58 |
21 | «Зауралье» | 51 | 58 |
22 | «Торос» | 50 | 55 |
23 | «Ростов» | 52 | 54 |
24 | «Магнитка» | 51 | 53 |
25 | «Нефтяник» | 51 | 51 |
26 | «Омские Крылья» | 50 | 48 |
27 | ЦСК ВВС | 53 | 45 |
28 | «Челны» | 52 | 44 |
29 | «Сокол» | 51 | 43 |
30 | «Кристалл» | 52 | 43 |
31 | «Олимпия» | 53 | 39 |
32 | «Ижсталь» | 51 | 39 |
33 | «Юнисон-Москва» | 51 | 33 |
Команда | И | О | |
1 | «Толпар» | 42 | 65 |
2 | «Ладья» | 42 | 61 |
3 | «Реактор» | 41 | 52 |
4 | «Локо-76» | 42 | 45 |
5 | «Молот» | 42 | 45 |
6 | «Красноярские Рыси» | 45 | 30 |
7 | «Тюменский Легион» | 40 | 27 |
8 | «Снежные Барсы» | 39 | 27 |
9 | «Спутник» | 41 | 25 |
10 | «АКМ-Новомосковск» | 42 | 10 |
Команда | И | О | |
1 | «Балтика» | 21 | 45 |
2 | «Торпедо» | 21 | 43 |
3 | «Сочи» | 21 | 37 |
4 | «Урал» | 21 | 37 |
5 | «Черноморец» | 21 | 36 |
6 | «Ротор» | 21 | 30 |
7 | «Арсенал» | 21 | 30 |
8 | «СКА-Хабаровск» | 21 | 29 |
9 | «Чайка» | 21 | 28 |
10 | «Енисей» | 21 | 27 |
11 | «Нефтехимик» | 21 | 26 |
12 | «Родина» | 21 | 24 |
13 | «КАМАЗ» | 21 | 22 |
14 | «Шинник» | 21 | 21 |
15 | «Уфа» | 21 | 20 |
16 | «Сокол» | 21 | 19 |
17 | «Алания» | 21 | 18 |
18 | «Тюмень» | 21 | 12 |
Команда | И | О | |
1 | «Ярославич» | 16 | 39 |
2 | «Тюмень» | 16 | 32 |
3 | ЦСКА | 16 | 25 |
4 | «Югра-Самотлор» | 16 | 24 |
5 | «Кама» | 16 | 21 |
6 | «Академия-Казань» | 16 | 18 |
7 | «Волжанин» | 16 | 17 |
8 | «Университет» | 16 | 16 |
Команда | И | О | |
1 | «Корабелка» | 32 | 90 |
2 | «Северянка» | 34 | 85 |
3 | «Атом-Курск» | 34 | 82 |
4 | «Динамо» (Приморский край) | 34 | 72 |
5 | «Муром» | 34 | 68 |
6 | «Сахалин» | 34 | 59 |
7 | «Уралочка-УрГЭУ» | 32 | 55 |
8 | «Амурские Тигрицы» | 34 | 48 |
9 | «Локомотив-2» | 32 | 32 |
10 | «Динамо-Анапа» | 34 | 29 |
11 | «Тюмень» | 32 | 28 |
12 | МВА | 34 | 28 |
13 | «Липецк» | 34 | 13 |
14 | «Уфимочка-УГНТУ» | 34 | 13 |