В мире есть несколько символов Холодной войны, какие-то из них полностью разрушены, некоторые стали достопримечательностями, как, например, значительная часть Восточного Берлина.
Конфликт двух «К»
Спустя 30 лет появился ещё один её символ — фильм Алексея Сидорова «Чемпион мира». Хотя название говорит, что это кино о спорте. Не верьте. Спорт, а конкретнее, шахматы, противостояние двух величайших советских гроссмейстеров Анатолия Карпова и Виктора Корчного как в турнире претендентов, так и в матче за шахматную корону, это просто фон. Главная тема — Холодная война. По крайней мере, в фильме так преподносят это противостояние и советские руководители, и спортивные чиновники, которые делают из спортивного события передовую.
Картина логично начинается с шахмат. Опытный Корчной обыгрывает на сеансе одновременной игры в Златоусте юного Карпова. А затем, как по щелчку пальцев, шахматное противостояние постепенно превращается в военное. Причем на экране не было ни одной сцены с мордобоем, никто никого даже пальцем не тронул, хотя конфликт между двумя антагонистами полыхал как лес в засуху. Поймал себя на мысли, а разве можно сделать современный фильм без постельных сцен, погонь и драк? А как же экшн? Режиссер Алексей Сидоров показал, что можно. Экшна там было хоть отбавляй, даже в отсутствии всего вышеперечисленного.
Клюквенный злодей
Почему я поднял тему холодной войны? Да потому что это бросается в глаза. Корчной слишком карикатурен. Похож на клюквенного злодея. Это как все русские предстают в американских фильмах низкого качества вечно пьяными обмороженными дебоширами с балалайкой, в шапке-ушанке в сопровождении цыган и медведя.
Корчной в картине — даже не злой, а злобный диссидент, которые строит разные пакости советской власти: то негативно выскажется о соперниках-соотечественниках, то объявит СССР во всех смертных грехах.
Но суть в том, что претендент на звание чемпиона мира, реальный Виктор Корчной не был диссидентом, это далеко не Гарри Каспаров своего времени. Если же его хотели показать обиженным на советскую систему бунтарем, амбициозным и обидчивым шахматистом, то у Константина Хабенского получилось это сделать. Впрочем, этот актер всегда хорош. Возможно, симпатии многих зрителей оказались именно на стороне этого персонажа фильма «Чемпион мира» из-за мастерства Константина Юрьевича.
Корчной просто хотел играть в шахматы на высоком уровне, а в СССР такой возможности у него могло не быть из-за его склочного характера, а также из-за высокой конкуренции в нашей стране, где шахматистов как в Канаде — хоккеистов, а в Бразилии — футболистов. В бегстве за рубеж реального Корчного не было никакой политической подоплеки. Это сейчас российский шахматист может спокойно уехать в другую страну и представлять ее на международных стартах. За примерами далеко ходить не надо. С недавнего времени тюменец Даниил Юффа выступает за Испанию, где он один из лидеров, а в нашей сборной такого статуса у него не было.
Карикатурен и образ главы спорткомитета СССР Градова. Владимир Вдовиченков предстает в образе классического номенклатурного сатрапа: хорошо выступишь — одарю, плохо — в порошок сотру, и это не фигура речи. Настоящий советский чиновник с кнутом и пряником.
Идеальный Карпов
С другой стороны, есть слишком хороший Карпов, его играет Иван Янковский. Человек без недостатков. И храбрый, и решительный, и не боящийся всемогущих авторитарных советских чиновников, и благородный, великодушный к сопернику, не поддающийся на провокации, не предающий друзей, гнёт свою линию до конца. Просто идеальный советский человек, не человек даже, а агитплакат. Разве так бывает? Хотя нет, один недостаток у героя Янковского всё же есть. Он признаётся своей жене в том, что шахматы любит больше, чем её. Кстати, всеобъемлющая любовь к игре — единственное, что объединяет антагонистов.
В общем, фильм мне понравился. Его реально интересно смотреть. Лента длится почти 2,5 часа, но всё это время она держит в напряжении. Нескучно ни одной секунды. Не хочется отвлекаться от экрана, как будто следишь за развитием сюжета в первоклассном детективе, хотя сюжет построен по линейному принципу, никаких неожиданных поворотов, повествование логично и плавно движется в сторону развязки из пункта, А в пункт Б. Наверное, секрет успеха картины в том, что в фильме есть два ярко выраженных антагониста, есть конфликт. Режиссер «Чемпиона мира» разделяет героев по принципу «Свой-чужой», это если рассуждать по-советски.
Если же говорить по-человечески, то и Корчной, и Карпов — представители отечественной шахматной школы, а значит в их противостоянии и не было никакой политической подоплёки, просто соперничество двух лучших шахматистов планеты из одной страны. Это, скорее, конфликт поколений, когда молодёжь наступает на пятки ветеранам, а те никак не хотят уступать дорогу. Вечная тема…
Автор: Константин Лубин
Фото: kino.mail.ru, kinopoisk.ru
Команда | И | О | |
1 | «Газпром-Югра» | 42 | 86 |
2 | «Норильский Никель» | 42 | 85 |
3 | КПРФ | 42 | 83 |
4 | «Ухта» | 40 | 82 |
5 | «Тюмень» | 42 | 82 |
6 | «Синара» | 42 | 67 |
7 | «Торпедо» | 42 | 62 |
8 | «Кристалл» | 40 | 61 |
9 | ЛКС | 42 | 51 |
10 | «Новая генерация» | 42 | 40 |
11 | «ИрАэро» | 42 | 32 |
12 | «Сибиряк» | 42 | 19 |
Команда | И | О | |
1 | «Кузбасс» | 28 | 57 |
2 | «Факел ЯМАЛ» | 28 | 56 |
3 | «Тюмень-дубль» | 28 | 56 |
4 | «Сиб-Транзит» | 28 | 52 |
5 | «Ухта-дубль» | 28 | 51 |
6 | «Прогресс-Бионорд» | 28 | 50 |
7 | «Норильский Никель-д» | 28 | 46 |
8 | «Металлург» | 28 | 46 |
9 | «Синара-ВИЗ-д» | 28 | 45 |
10 | «Южный Урал» | 28 | 45 |
11 | «Синтур» | 28 | 39 |
12 | «Глазов» | 28 | 38 |
13 | «Новая генерация-дубль» | 28 | 30 |
14 | «Заря» | 28 | 13 |
15 | «Сибиряк-Новосибирск» | 28 | 4 |
Команда | И | О | |
1 | «Балтика» | 28 | 62 |
2 | «Торпедо» | 28 | 51 |
3 | «Урал» | 28 | 49 |
4 | «Черноморец» | 28 | 48 |
5 | «Сочи» | 28 | 47 |
6 | «СКА-Хабаровск» | 28 | 44 |
7 | «Енисей» | 28 | 38 |
8 | «Родина» | 28 | 38 |
9 | «Ротор» | 28 | 37 |
10 | «Арсенал» | 28 | 36 |
11 | «Нефтехимик» | 28 | 33 |
12 | «Чайка» | 28 | 33 |
13 | «КАМАЗ» | 28 | 32 |
14 | «Шинник» | 28 | 32 |
15 | «Уфа» | 28 | 26 |
16 | «Тюмень» | 28 | 23 |
17 | «Алания» | 28 | 23 |
18 | «Сокол» | 28 | 22 |
Команда | И | О | |
1 | «Ярославич» | 28 | 70 |
2 | «Тюмень» | 28 | 50 |
3 | ЦСКА | 28 | 45 |
4 | «Кама» | 28 | 39 |
5 | «Университет» | 28 | 36 |
6 | «Волжанин» | 28 | 34 |
7 | «Югра-Самотлор» | 28 | 35 |
8 | «Академия-Казань» | 28 | 27 |
Команда | И | О | |
1 | «Корабелка» | 48 | 137 |
2 | «Северянка» | 50 | 119 |
3 | «Атом-Курск» | 48 | 116 |
4 | «Динамо» (Приморский край) | 48 | 104 |
5 | «Муром» | 50 | 101 |
6 | «Сахалин» | 48 | 86 |
7 | «Уралочка-УрГЭУ» | 48 | 85 |
8 | «Амурские Тигрицы» | 48 | 62 |
9 | «Локомотив-2» | 48 | 49 |
10 | МВА | 48 | 40 |
11 | «Тюмень» | 48 | 39 |
12 | «Динамо-Анапа» | 48 | 34 |
13 | «Уфимочка-УГНТУ» | 48 | 25 |
14 | «Липецк» | 48 | 17 |
Команда | И | О | |
1 | «Металлург» | 64 | 94 |
2 | «Динамо»(СПб) | 64 | 93 |
3 | «Рубин» | 64 | 92 |
4 | «Горняк-УГМК» | 64 | 87 |
5 | «Химик» | 64 | 85 |
6 | «Югра» | 64 | 85 |
7 | «Торпедо-Горький» | 64 | 84 |
8 | «Челмет» | 64 | 83 |
9 | «Звезда» | 64 | 81 |
10 | «Молот» | 64 | 80 |
11 | «Рязань-ВДВ» | 64 | 79 |
12 | «Норильск» | 64 | 77 |
13 | «Зауралье» | 64 | 77 |
14 | «Магнитка» | 64 | 76 |
15 | «СКА-Нева» | 64 | 76 |
16 | «Буран» | 64 | 76 |
17 | АКМ | 64 | 75 |
18 | «Динамо-Алтай» | 64 | 73 |
19 | «Барс» | 64 | 72 |
20 | «Тамбов» | 64 | 72 |
21 | «Нефтяник» | 64 | 71 |
22 | «Дизель» | 64 | 69 |
23 | «Ростов» | 64 | 69 |
24 | «Торос» | 64 | 68 |
25 | «Южный Урал» | 64 | 65 |
26 | «Омские Крылья» | 64 | 62 |
27 | «Сокол» | 64 | 57 |
28 | «Челны» | 64 | 53 |
29 | «Кристалл» | 64 | 52 |
30 | ЦСК ВВС | 64 | 51 |
31 | «Ижсталь» | 64 | 49 |
32 | «Юнисон-Москва» | 64 | 45 |
33 | «Олимпия» | 64 | 41 |
Команда | И | О | |
1 | «Толпар» | 54 | 82 |
2 | «Ладья» | 54 | 76 |
3 | «Молот» | 54 | 65 |
4 | «Реактор» | 54 | 64 |
5 | «Локо-76» | 54 | 58 |
6 | «Тюменский Легион» | 54 | 47 |
7 | «Красноярские Рыси» | 54 | 36 |
8 | «Снежные Барсы» | 54 | 35 |
9 | «Спутник» | 54 | 28 |
10 | «АКМ-Новомосковск» | 54 | 14 |