Кинокомпозитор Кирилл Бородулёв: «В работе над музыкой к сериалу «Лада Голд» была абсолютная свобода. Я творил, что хотел»
В студии у кинокомпозитора Кирилла Бородулёва тихо и очень атмосферно. Приглушённый свет добавляет камерности, интервью предвещает быть увлекательным. Студия маленькая, но с большим количеством оборудования: синтезаторы, микрофоны, гитара, три монитора и фортепиано с открытой крышкой для записи чистого звука. На стенах и потолке аккустические панели. Придя сюда, ты будто уже попадаешь в кино…
Для настроения Кирилл фоном включи свой плейлист и внимательно следил, чтобы музыка не мешала записи моего диктофона, изредка убавляя звук. Мы начали интереснейшую беседу о кино. Точнее о музыке в кино.
Недавно Бородулёв, в своё время серьёзно увлекавшийся хоккеем и выступавший за юношеские команды ХК «Рубин», вернулся из Москвы с премьеры «Лады Голд». Это — восьмисерийный комедийный сериал от продюсерской компании «Среда» Ивана Самохвалова и Александра Цекало. Фильм вышел в онлайн-кинотеатре ИВИ.
Спорт остаётся в жизни Кирилла. Он помогает ему быть в тонусе для творчества. Тюменец написал около ста саундтреков для «Лады Голд». Режиссёром кинокартины выступил Никита Власов, трудясь над сценарием вместе с Егором Чичкановым четыре года.
Пленная заря
— Кирилл, как восприняли ваш перформанс с певицей Анной Романовской?
— Песня тронула сердца зрителей, мы даже сыграли её на бис. Премьера прошла в дружелюбной атмосфере. Все восприняли «Ладу Голд» как действительно что-то золотое. Был рад увидеться с командой. Кажется, она уже стала настоящей семьёй.
— У вас необычная история сотрудничества с Анной. Расскажите, как это было?
— Решил пойти на её концерт в заведение Niti и познакомиться. После выступления мы долго общались. Я рассказал ей о работе в сериале и предложил поучаствовать. Анна ответила: «Круто! Давно хочу попасть в кино». Через два дня придумал композицию, затем Анна написала к ней текст. Так появилась песня «Пленная заря». Мы оба абсолютно точно попали в настроение сериала.
— Под какого героя создавалась «Пленная заря»?
— Под Шамрая, которого играет Даниил Воробьёв. Он проходит интересный путь в сериале. Когда мне прислали первую серию, очень понравился персонаж и игра актёра. Даниил поразил всю команду своей харизмой. Так я придумал основную тему для композиции.
— Давайте поностальгируем. Как в вашей жизни появилась музыка?
— Она всегда была рядом. В детстве я постоянно её слушал. В 16 лет увидел объявление о наборе на обучение диджеев. В школьные времена было актуально подзаработать. Пришёл в группу уже подготовленный: брал занятия у преподавателя и сдал экзамены на пять. Меня сразу взяли работать в ночной клуб. Играл поздними вечерами, утром шёл в школу, а днём спал. Вначале подбирал материал для сетов, но потом мне стало этого мало. Взялся изучать, как создаётся электронная музыка. Захотелось пополнять репертуар своими оригинальными композициями.
В индустрию через сарафанное радио
— Вернёмся в наше время. Насколько сложно из провинции попасть в Москву?
— У нас в городе действительно не развита музыкальная индустрия. Но всё зависит только от твоей компетенции: можно жить в деревне, но выйти на федеральный уровень. Есть только один критерий — насколько ты хороший специалист и готов ли развиваться.
Но попасть в индустрию сложно. По той причине, что нет понимания, как там всё устроено. Для композиторов в России не существует агентств, как, например, в Америке. Единственный вариант — это сарафанное радио, когда через друзей узнаешь о создании фильма или знакомишься в баре с режиссёром. В моём случае так и было: я залетел в ресторан, где ужинал режиссёр Алексей Нужный, и с горящими глазами дал ему послушать свои треки.
— Получается, если человек чего-то захочет, то обязательно добьётся?
— Это относится к любой к профессии и вообще ко всем аспектам жизни. Мне запомнилась одна цитата. Давно проходил курсы по личностному росту и опоздал на занятие. Коуч спрашивает, почему опоздал. Отвечаю: «В пробку попал». Он говорит: «Нет! Ты опоздал, потому что хотел опоздать. Результат равно истинное намерение».
В любом бизнесе или творческой сфере при стремлении найдётся решение. Это вопрос желания и жажды. Я голоден: всем пишу, лезу и надоедаю — это так работает. Пока ты будешь ждать, что упадёт золотая подкова, в жизни ничего не поменяется. Надо самому вгрызаться.
Общаясь с пятью богатыми — станешь шестым
— Как проходит кастинг у композиторов?
— У нас точно такие же пробы, как у актёров. Режиссёры присылают сценарий и дают задачу написать музыку, часто не видя картинки, потому что съёмки ещё не начались. Важная часть индустрии — коммуникация. Я могу писать в Тюмени и отправлять материал по Telegram, но качество музыки страдает. Нужно учитывать, что режиссёры — не музыканты, у них другой взгляд, другая профессия. Находясь рядом с командой, есть возможность взаимодействовать и творить совместно. Ещё важно находиться в киношной тусовке, заводить новые знакомства и профессионально расти в кругу талантливых людей.
— Есть мысли переезжать в Москву?
— Уже не мысли, а точное решение. Я долго себя уговаривал и до сих пор уговариваю — в Тюмени ведь семья, друзья. Но нужно двигаться. Это не амбиции, а необходимость — хочу расти. В России очень большое окно входа в индустрию, ты можешь развиваться и без профильного образования. Посмотрите, сколько в стране талантливых актёров, у которых нет корочки театрального вуза. Опять же всё зависит от желания.
— Где взять это стремление?
— Я думаю, что всё можно развить. Амбиции берутся из совокупности жизненных факторов: воспитание и окружение очень сильно влияют на формирование личности. Некоторые родители делают из ребенка супертитана, отдают на восемь секций вдобавок к шахматам. Естественно, когда он вырастет, то стремится занять свободное время любимым хобби, потому что есть привычка и дисциплина.
Может быть и наоборот: нагрузка была чрезмерно большой и во взрослой жизни хочется отдохнуть. И тут ещё важно учитывать человеческий фактор. Влияет и окружение. Как сказал Роберт Кийосаки: «Общаясь с пятью богатыми — станешь шестым». Если ты находишься в обществе, которые двигается вперёд, будет странно, если захочется прокрастинировать, а не читать книги.
За спрос денег не берут
— Как вы стали композитором сериала «Лада Голд»?
— Я давно знаком с режиссёром Данилом Чащиным, он ведь тоже из Тюмени. Снимая сериал «Райцентр», он рассматривал меня как композитора, но в итоге взяли другого специалиста. А я ведь говорю, что я наглый. Спрашиваю у исполнительного продюсера Дмитрия Чернолихова, может есть ещё варианты? Так и попал в «Ладу». Впереди у меня ещё два проекта со «Средой». Повторю, в этой жизни всё возможно, просто нужно не стесняться и делать. За спрос денег не берут.
— Раньше, когда вы смотрели сериалы «Среды», думали, что будете работать с компанией?
— Кстати, хотел. Мой любимый — «Метод» с Константином Хабенским. Помню, гуглил про «Среду», читал про продюсеров, изучал компанию. Подумал, что когда-нибудь обязательно доберусь до работы с этой командой.
— Вы спокойно спите в те моменты, когда утвердили проект или скоро предстоит поездка на показ картины?
— Присутствует гиперактивность, переполнен эмоциями и постоянно хочется творить. С утра бегу работать, как счастливая собачка. Я такой человек: не могу стоять на месте.
Работа, как аттракцион
— За этот год вы написали музыку к двум проектам: фильму «Папаша в бегах» тюменской компании baza media и к сериалу «Лада Голд». Сравните их. К какому жанру можно отнести композиции в проектах?
— В кино нет привязки к жанрам, существует саундтрек. В обеих картинах есть и электронная, и оркестровая музыка, а в «Ладе» присутствует даже рок. В сериале большой спектр музыки, а в фильме преобладает живое оркестровое звучание.
Обе картины комедийные и приключенческие, но разные по настроению. Мне, как композитору, интонация «Лады» ближе — там была абсолютная свобода. Я творил, что хотел: играл на флейте, варгане, после бега дышал в микрофон (мне казалось, что задохнусь), выжимал какие-то странные текстуры из фортепиано, бил смычком по гитаре. В «Папашах» более консервативное и сдержанное звучание.
— «Лада» действительно золотая?
— Каждый участник съёмочного процесса и постпродакшена на вес золота. Работу можно описать, как аттракцион, некую дискотеку. Все творили с кайфом, легко коммуницируя. Если мне нужна была какая-то помощь, например, материальная, этот вопрос оперативно решали. Режиссёр и автор сценария Никита Власов — родственная душа, дал мне полную свободу творчества.
В итоге получился крутой продукт, который народ принял и будет пересматривать, я думаю, очень долго. Доволен, что попал туда. Когда мы «позолочили» последнюю серию, возникли мысли: неужели больше я не прикоснусь к этому проекту?..
Автор: Марина Ананьина
Фото: Из личного архива Кирилла Бородулёва, ivi.ru
Команда | И | О | |
1 | «Газпром-Югра» | 42 | 86 |
2 | «Норильский Никель» | 42 | 85 |
3 | КПРФ | 42 | 83 |
4 | «Ухта» | 40 | 82 |
5 | «Тюмень» | 42 | 82 |
6 | «Синара» | 42 | 67 |
7 | «Торпедо» | 42 | 62 |
8 | «Кристалл» | 40 | 61 |
9 | ЛКС | 42 | 51 |
10 | «Новая генерация» | 42 | 40 |
11 | «ИрАэро» | 42 | 32 |
12 | «Сибиряк» | 42 | 19 |
Команда | И | О | |
1 | «Кузбасс» | 28 | 57 |
2 | «Факел ЯМАЛ» | 28 | 56 |
3 | «Тюмень-дубль» | 28 | 56 |
4 | «Сиб-Транзит» | 28 | 52 |
5 | «Ухта-дубль» | 28 | 51 |
6 | «Прогресс-Бионорд» | 28 | 50 |
7 | «Норильский Никель-д» | 28 | 46 |
8 | «Металлург» | 28 | 46 |
9 | «Синара-ВИЗ-д» | 28 | 45 |
10 | «Южный Урал» | 28 | 45 |
11 | «Синтур» | 28 | 39 |
12 | «Глазов» | 28 | 38 |
13 | «Новая генерация-дубль» | 28 | 30 |
14 | «Заря» | 28 | 13 |
15 | «Сибиряк-Новосибирск» | 28 | 4 |
Команда | И | О | |
1 | «Балтика» | 26 | 56 |
2 | «Торпедо» | 26 | 51 |
3 | «Сочи» | 26 | 47 |
4 | «Черноморец» | 26 | 44 |
5 | «Урал» | 26 | 43 |
6 | «СКА-Хабаровск» | 26 | 41 |
7 | «Енисей» | 26 | 37 |
8 | «Ротор» | 26 | 33 |
9 | «Арсенал» | 26 | 33 |
10 | «Родина» | 26 | 32 |
11 | «КАМАЗ» | 26 | 31 |
12 | «Нефтехимик» | 26 | 30 |
13 | «Чайка» | 26 | 30 |
14 | «Шинник» | 26 | 29 |
15 | «Алания» | 26 | 23 |
16 | «Уфа» | 26 | 22 |
17 | «Сокол» | 26 | 22 |
18 | «Тюмень» | 26 | 19 |
Команда | И | О | |
1 | «Ярославич» | 28 | 70 |
2 | «Тюмень» | 28 | 50 |
3 | ЦСКА | 28 | 45 |
4 | «Кама» | 28 | 39 |
5 | «Университет» | 28 | 36 |
6 | «Волжанин» | 28 | 34 |
7 | «Югра-Самотлор» | 28 | 35 |
8 | «Академия-Казань» | 28 | 27 |
Команда | И | О | |
1 | «Корабелка» | 44 | 125 |
2 | «Северянка» | 46 | 110 |
3 | «Атом-Курск» | 46 | 110 |
4 | «Динамо» (Приморский край) | 44 | 98 |
5 | «Муром» | 46 | 89 |
6 | «Сахалин» | 44 | 83 |
7 | «Уралочка-УрГЭУ» | 44 | 73 |
8 | «Амурские Тигрицы» | 44 | 62 |
9 | «Локомотив-2» | 44 | 46 |
10 | МВА | 44 | 37 |
11 | «Тюмень» | 44 | 33 |
12 | «Динамо-Анапа» | 44 | 32 |
13 | «Уфимочка-УГНТУ» | 44 | 21 |
14 | «Липецк» | 46 | 17 |
Команда | И | О | |
1 | «Металлург» | 64 | 94 |
2 | «Динамо»(СПб) | 64 | 93 |
3 | «Рубин» | 64 | 92 |
4 | «Горняк-УГМК» | 64 | 87 |
5 | «Химик» | 64 | 85 |
6 | «Югра» | 64 | 85 |
7 | «Торпедо-Горький» | 64 | 84 |
8 | «Челмет» | 64 | 83 |
9 | «Звезда» | 64 | 81 |
10 | «Молот» | 64 | 80 |
11 | «Рязань-ВДВ» | 64 | 79 |
12 | «Норильск» | 64 | 77 |
13 | «Зауралье» | 64 | 77 |
14 | «Магнитка» | 64 | 76 |
15 | «СКА-Нева» | 64 | 76 |
16 | «Буран» | 64 | 76 |
17 | АКМ | 64 | 75 |
18 | «Динамо-Алтай» | 64 | 73 |
19 | «Барс» | 64 | 72 |
20 | «Тамбов» | 64 | 72 |
21 | «Нефтяник» | 64 | 71 |
22 | «Дизель» | 64 | 69 |
23 | «Ростов» | 64 | 69 |
24 | «Торос» | 64 | 68 |
25 | «Южный Урал» | 64 | 65 |
26 | «Омские Крылья» | 64 | 62 |
27 | «Сокол» | 64 | 57 |
28 | «Челны» | 64 | 53 |
29 | «Кристалл» | 64 | 52 |
30 | ЦСК ВВС | 64 | 51 |
31 | «Ижсталь» | 64 | 49 |
32 | «Юнисон-Москва» | 64 | 45 |
33 | «Олимпия» | 64 | 41 |
Команда | И | О | |
1 | «Толпар» | 54 | 82 |
2 | «Ладья» | 54 | 76 |
3 | «Молот» | 54 | 65 |
4 | «Реактор» | 54 | 64 |
5 | «Локо-76» | 54 | 58 |
6 | «Тюменский Легион» | 54 | 47 |
7 | «Красноярские Рыси» | 54 | 36 |
8 | «Снежные Барсы» | 54 | 35 |
9 | «Спутник» | 54 | 28 |
10 | «АКМ-Новомосковск» | 54 | 14 |