Кинокомпозитор Кирилл Бородулёв: «В работе над музыкой к сериалу «Лада Голд» была абсолютная свобода. Я творил, что хотел»
В студии у кинокомпозитора Кирилла Бородулёва тихо и очень атмосферно. Приглушённый свет добавляет камерности, интервью предвещает быть увлекательным. Студия маленькая, но с большим количеством оборудования: синтезаторы, микрофоны, гитара, три монитора и фортепиано с открытой крышкой для записи чистого звука. На стенах и потолке аккустические панели. Придя сюда, ты будто уже попадаешь в кино…
Для настроения Кирилл фоном включи свой плейлист и внимательно следил, чтобы музыка не мешала записи моего диктофона, изредка убавляя звук. Мы начали интереснейшую беседу о кино. Точнее о музыке в кино.
Недавно Бородулёв, в своё время серьёзно увлекавшийся хоккеем и выступавший за юношеские команды ХК «Рубин», вернулся из Москвы с премьеры «Лады Голд». Это — восьмисерийный комедийный сериал от продюсерской компании «Среда» Ивана Самохвалова и Александра Цекало. Фильм вышел в онлайн-кинотеатре ИВИ.
Спорт остаётся в жизни Кирилла. Он помогает ему быть в тонусе для творчества. Тюменец написал около ста саундтреков для «Лады Голд». Режиссёром кинокартины выступил Никита Власов, трудясь над сценарием вместе с Егором Чичкановым четыре года.
Пленная заря
— Кирилл, как восприняли ваш перформанс с певицей Анной Романовской?
— Песня тронула сердца зрителей, мы даже сыграли её на бис. Премьера прошла в дружелюбной атмосфере. Все восприняли «Ладу Голд» как действительно что-то золотое. Был рад увидеться с командой. Кажется, она уже стала настоящей семьёй.
— У вас необычная история сотрудничества с Анной. Расскажите, как это было?
— Решил пойти на её концерт в заведение Niti и познакомиться. После выступления мы долго общались. Я рассказал ей о работе в сериале и предложил поучаствовать. Анна ответила: «Круто! Давно хочу попасть в кино». Через два дня придумал композицию, затем Анна написала к ней текст. Так появилась песня «Пленная заря». Мы оба абсолютно точно попали в настроение сериала.
— Под какого героя создавалась «Пленная заря»?
— Под Шамрая, которого играет Даниил Воробьёв. Он проходит интересный путь в сериале. Когда мне прислали первую серию, очень понравился персонаж и игра актёра. Даниил поразил всю команду своей харизмой. Так я придумал основную тему для композиции.
— Давайте поностальгируем. Как в вашей жизни появилась музыка?
— Она всегда была рядом. В детстве я постоянно её слушал. В 16 лет увидел объявление о наборе на обучение диджеев. В школьные времена было актуально подзаработать. Пришёл в группу уже подготовленный: брал занятия у преподавателя и сдал экзамены на пять. Меня сразу взяли работать в ночной клуб. Играл поздними вечерами, утром шёл в школу, а днём спал. Вначале подбирал материал для сетов, но потом мне стало этого мало. Взялся изучать, как создаётся электронная музыка. Захотелось пополнять репертуар своими оригинальными композициями.
В индустрию через сарафанное радио
— Вернёмся в наше время. Насколько сложно из провинции попасть в Москву?
— У нас в городе действительно не развита музыкальная индустрия. Но всё зависит только от твоей компетенции: можно жить в деревне, но выйти на федеральный уровень. Есть только один критерий — насколько ты хороший специалист и готов ли развиваться.
Но попасть в индустрию сложно. По той причине, что нет понимания, как там всё устроено. Для композиторов в России не существует агентств, как, например, в Америке. Единственный вариант — это сарафанное радио, когда через друзей узнаешь о создании фильма или знакомишься в баре с режиссёром. В моём случае так и было: я залетел в ресторан, где ужинал режиссёр Алексей Нужный, и с горящими глазами дал ему послушать свои треки.
— Получается, если человек чего-то захочет, то обязательно добьётся?
— Это относится к любой к профессии и вообще ко всем аспектам жизни. Мне запомнилась одна цитата. Давно проходил курсы по личностному росту и опоздал на занятие. Коуч спрашивает, почему опоздал. Отвечаю: «В пробку попал». Он говорит: «Нет! Ты опоздал, потому что хотел опоздать. Результат равно истинное намерение».
В любом бизнесе или творческой сфере при стремлении найдётся решение. Это вопрос желания и жажды. Я голоден: всем пишу, лезу и надоедаю — это так работает. Пока ты будешь ждать, что упадёт золотая подкова, в жизни ничего не поменяется. Надо самому вгрызаться.
Общаясь с пятью богатыми — станешь шестым
— Как проходит кастинг у композиторов?
— У нас точно такие же пробы, как у актёров. Режиссёры присылают сценарий и дают задачу написать музыку, часто не видя картинки, потому что съёмки ещё не начались. Важная часть индустрии — коммуникация. Я могу писать в Тюмени и отправлять материал по Telegram, но качество музыки страдает. Нужно учитывать, что режиссёры — не музыканты, у них другой взгляд, другая профессия. Находясь рядом с командой, есть возможность взаимодействовать и творить совместно. Ещё важно находиться в киношной тусовке, заводить новые знакомства и профессионально расти в кругу талантливых людей.
— Есть мысли переезжать в Москву?
— Уже не мысли, а точное решение. Я долго себя уговаривал и до сих пор уговариваю — в Тюмени ведь семья, друзья. Но нужно двигаться. Это не амбиции, а необходимость — хочу расти. В России очень большое окно входа в индустрию, ты можешь развиваться и без профильного образования. Посмотрите, сколько в стране талантливых актёров, у которых нет корочки театрального вуза. Опять же всё зависит от желания.
— Где взять это стремление?
— Я думаю, что всё можно развить. Амбиции берутся из совокупности жизненных факторов: воспитание и окружение очень сильно влияют на формирование личности. Некоторые родители делают из ребенка супертитана, отдают на восемь секций вдобавок к шахматам. Естественно, когда он вырастет, то стремится занять свободное время любимым хобби, потому что есть привычка и дисциплина.
Может быть и наоборот: нагрузка была чрезмерно большой и во взрослой жизни хочется отдохнуть. И тут ещё важно учитывать человеческий фактор. Влияет и окружение. Как сказал Роберт Кийосаки: «Общаясь с пятью богатыми — станешь шестым». Если ты находишься в обществе, которые двигается вперёд, будет странно, если захочется прокрастинировать, а не читать книги.
За спрос денег не берут
— Как вы стали композитором сериала «Лада Голд»?
— Я давно знаком с режиссёром Данилом Чащиным, он ведь тоже из Тюмени. Снимая сериал «Райцентр», он рассматривал меня как композитора, но в итоге взяли другого специалиста. А я ведь говорю, что я наглый. Спрашиваю у исполнительного продюсера Дмитрия Чернолихова, может есть ещё варианты? Так и попал в «Ладу». Впереди у меня ещё два проекта со «Средой». Повторю, в этой жизни всё возможно, просто нужно не стесняться и делать. За спрос денег не берут.
— Раньше, когда вы смотрели сериалы «Среды», думали, что будете работать с компанией?
— Кстати, хотел. Мой любимый — «Метод» с Константином Хабенским. Помню, гуглил про «Среду», читал про продюсеров, изучал компанию. Подумал, что когда-нибудь обязательно доберусь до работы с этой командой.
— Вы спокойно спите в те моменты, когда утвердили проект или скоро предстоит поездка на показ картины?
— Присутствует гиперактивность, переполнен эмоциями и постоянно хочется творить. С утра бегу работать, как счастливая собачка. Я такой человек: не могу стоять на месте.
Работа, как аттракцион
— За этот год вы написали музыку к двум проектам: фильму «Папаша в бегах» тюменской компании baza media и к сериалу «Лада Голд». Сравните их. К какому жанру можно отнести композиции в проектах?
— В кино нет привязки к жанрам, существует саундтрек. В обеих картинах есть и электронная, и оркестровая музыка, а в «Ладе» присутствует даже рок. В сериале большой спектр музыки, а в фильме преобладает живое оркестровое звучание.
Обе картины комедийные и приключенческие, но разные по настроению. Мне, как композитору, интонация «Лады» ближе — там была абсолютная свобода. Я творил, что хотел: играл на флейте, варгане, после бега дышал в микрофон (мне казалось, что задохнусь), выжимал какие-то странные текстуры из фортепиано, бил смычком по гитаре. В «Папашах» более консервативное и сдержанное звучание.
— «Лада» действительно золотая?
— Каждый участник съёмочного процесса и постпродакшена на вес золота. Работу можно описать, как аттракцион, некую дискотеку. Все творили с кайфом, легко коммуницируя. Если мне нужна была какая-то помощь, например, материальная, этот вопрос оперативно решали. Режиссёр и автор сценария Никита Власов — родственная душа, дал мне полную свободу творчества.
В итоге получился крутой продукт, который народ принял и будет пересматривать, я думаю, очень долго. Доволен, что попал туда. Когда мы «позолочили» последнюю серию, возникли мысли: неужели больше я не прикоснусь к этому проекту?..
Автор: Марина Ананьина
Фото: Из личного архива Кирилла Бородулёва, ivi.ru
| Команда | И | О | |
| 1 | «Норильский Никель» | 24 | 56 |
| 2 | КПРФ | 24 | 53 |
| 3 | «Газпром-Югра» | 24 | 51 |
| 4 | «Тюмень» | 24 | 44 |
| 5 | «Ухта» | 24 | 43 |
| 6 | «Торпедо» | 24 | 41 |
| 7 | «Синара» | 24 | 39 |
| 8 | «Кристалл» | 24 | 35 |
| 9 | «ИрАэро» | 24 | 27 |
| 10 | «Новая генерация» | 24 | 27 |
| 11 | ЛКС | 24 | 23 |
| 12 | «Факел» | 24 | 19 |
| 13 | «Сибиряк» | 24 | 10 |
| Команда | И | О | |
| 1 | «Синтур» | 7 | 20 |
| 2 | «Норильский никель-д» | 7 | 16 |
| 3 | «Тюмень-дубль» | 7 | 14 |
| 4 | «Кузбасс» | 7 | 13 |
| 5 | «Новая генерация-д» | 6 | 11 |
| 6 | «Южный Урал» | 8 | 9 |
| 7 | «Синара-2» | 7 | 8 |
| 8 | «Прогресс-Бионорд» | 8 | 7 |
| 9 | «Глазов» | 6 | 6 |
| 10 | «Факел-ЮКИОР» | 7 | 1 |
| Команда | И | О | |
| 1 | «Металлург» | 32 | 53 |
| 2 | «Югра» | 31 | 51 |
| 3 | «Нефтяник» | 31 | 45 |
| 4 | «Ижсталь» | 31 | 44 |
| 5 | «Горняк-УГМК» | 32 | 44 |
| 6 | «Омские Крылья» | 31 | 42 |
| 7 | «Химик» | 31 | 42 |
| 8 | «Челмет» | 32 | 41 |
| 9 | «Дизель» | 31 | 41 |
| 10 | «Магнитка» | 31 | 40 |
| 11 | «Сокол» | 31 | 40 |
| 12 | «Рубин» | 30 | 40 |
| 13 | ЦСК ВВС | 31 | 39 |
| 14 | «Торпедо-Горький» | 32 | 38 |
| 15 | «Рязань-ВДВ» | 31 | 37 |
| 16 | «Молот» | 31 | 37 |
| 17 | «Динамо»(СПб) | 31 | 36 |
| 18 | АКМ | 31 | 36 |
| 19 | «Барс» | 30 | 35 |
| 20 | «Зауралье» | 31 | 35 |
| 21 | «Торос» | 31 | 34 |
| 22 | «Буран» | 30 | 31 |
| 23 | «Звезда» | 31 | 30 |
| 24 | «Тамбов» | 31 | 29 |
| 25 | «Олимпия» | 32 | 28 |
| 26 | «Южный Урал» | 31 | 26 |
| 27 | «СКА-ВМФ» | 31 | 24 |
| 28 | «Кристалл» | 32 | 23 |
| 29 | «Норильск» | 31 | 22 |
| 30 | «Динамо-Алтай» | 31 | 22 |
| 31 | «Челны» | 31 | 21 |
| 32 | «Ростов» | 31 | 19 |
| Команда | И | О | |
| 1 | «Локо-76» | 29 | 37 |
| 2 | «Реактор» | 28 | 34 |
| 3 | «Ладья» | 30 | 33 |
| 4 | «Спутник» | 29 | 30 |
| 5 | «Сибирские Снайперы» | 27 | 28 |
| 6 | «Молот» | 26 | 23 |
| 7 | «Красноярские Рыси» | 31 | 23 |
| 8 | «АКМ-Новомосковск» | 28 | 20 |
| 9 | «Тюменский Легион» | 29 | 15 |
| 10 | «Снежные Барсы» | 26 | 7 |
| Команда | И | О | |
| 1 | «Тюмень» | 16 | 40 |
| 2 | «Югра-Самотлор» | 14 | 32 |
| 3 | «Волжанин» | 16 | 32 |
| 4 | ЦСКА | 16 | 31 |
| 5 | «Локомотив-Изумруд» | 14 | 29 |
| 6 | «Академия-Казань» | 14 | 28 |
| 7 | «Кама» | 16 | 26 |
| 8 | «Динская-РЦСП» | 14 | 22 |
| 9 | «Текстильщик» | 14 | 14 |
| 10 | «Динамо» (Челябинск) | 14 | 11 |
| 11 | «Университет» | 16 | 11 |
| 12 | «Магнитка» | 14 | 9 |
| 13 | «Дагестан» | 14 | 3 |
| Команда | И | О | |
| 1 | «Северянка» | 18 | 48 |
| 2 | «Сахалин» | 22 | 46 |
| 3 | «Динамо-Анапа» | 18 | 45 |
| 4 | «Муром» | 20 | 43 |
| 5 | «Амурские Тигрицы» | 22 | 44 |
| 6 | «Динамо» (Приморский край) | 20 | 39 |
| 7 | «Уралочка-УрГЭУ» | 18 | 35 |
| 8 | «Атом-Курск» | 20 | 29 |
| 9 | «Динамо-Уфимочка БашГАУ» | 20 | 24 |
| 10 | «Рязань-РГУ» | 20 | 23 |
| 11 | «Локомотив-2» | 18 | 16 |
| 12 | «Москвичка-МВА» | 18 | 14 |
| 13 | «Динамо-Метар-2» | 20 | 15 |
| 14 | «Тюмень» | 18 | 10 |
| 15 | «Динамо-Забайкалка» | 20 | 7 |
| Команда | И | О | |
| 1 | «Велес» | 18 | 33 |
| 2 | «Волгарь» | 18 | 32 |
| 3 | «Текстильщик» | 18 | 30 |
| 4 | «Машук-КМВ» | 18 | 30 |
| 5 | «Сибирь» | 18 | 24 |
| 6 | «Ленинградец» | 18 | 24 |
| 7 | «Тюмень» | 18 | 23 |
| 8 | «Динамо» (Киров) | 18 | 20 |
| 9 | «Алания» | 18 | 17 |
| 10 | «Динамо-2» (Москва) | 18 | 12 |





















