На главную Мобильная версия сайта
6+
Назад Вперёд

Дзюдо

Школьники примеряют кимоно…

14 октября, 15:21

Как привлечь детей к регулярным занятиям физической культурой и спортом? Этот вопрос, который занимает родителей и педагогов, не такой уж простой. Высокий темп жизни коснулся не только взрослых, но и подрастающее поколение находится под прессом современных реалий. Образовательная программа в школах весьма насыщенная, и ребятишкам необходимо успеть преподать весь спектр предметов, который им будет необходим после получения аттестата зрелости. По мысли специалистов, третий урок физической культуры в неделю, включённый в учебный план, поможет мальчишкам и девчонкам не только сделать шаг вперёд в общефизическом развитии, но и ближе познакомиться с миром спорта.

Школьники примеряют кимоно…

Авторский проект

В Тюмени с тренерами и учителями встретился Андрей Шляхтов. Он презентовал свой авторский проект «Дзюдо в общеобразовательном учреждении». Андрей Алексеевич много лет его разрабатывал — и добился в данном направлении достаточно высоких результатов. Сам специалист родом из Тюменской области. Здесь и начал заниматься дзюдо и самбо, выполнив в итоге мастерский норматив. 17 лет он проработал в Лангепасе и в местной гимназии через знакомство с философией борьбы привлекал детей к систематическим занятиям спортом. Сейчас Андрей Шляхтов — кандидат педагогических наук, работает учителем физкультуры в московской школе № 2098, носящей имя Героя Советского Союза Льва Доватора. В этом учебном заведении им создан борцовский клуб. Его методику преподавания высоко оценило жюри столичного конкурса «Педагог года-2014», и Андрей Алексеевич стал финалистом этого творческого состязания учителей.

— Мои родители работали на железной дороге. Отец — машинист, мама — дежурная по станции. И я уже во втором классе начал заниматься дзюдо и самбо. Потом, когда стал молодым учителем в Лангепасе, решил через борцовскую философию обогащать детей новыми навыками. Мне хватало два-три часа в день чтобы поспать. Остальное время занимали уроки, тренировки, книги. Специально ездил в Москву, сидел в библиотеках, изучая труды основателя дзюдо Дзигоро Кано, Василия Ощепкова, который адаптировал систему японского единоборств к российской действительности. Участвовал в разных конкурсах педагогического мастерства, которые мне многое дали в плане саморазвития и получения важного опыта, — рассказал Андрей Алексеевич.

— Идея включить дзюдо в школьную программу родилась давно?

— Думаю, она витала в воздухе. И многие тренеры об этом думали. Просто ещё не так давно у нас в дзюдо не было системной работы. Сейчас многое изменилось. Свою программу дополнительного образования представили Европейский Союз дзюдо и федерация дзюдо России. Я тоже предлагаю свой проект. В нём не только дзюдо. Просто этот вид борьбы органично включается в базовую систему физического воспитания в школе, где также присутствуют элементы волейбола, баскетбола, гимнастики, лёгкой атлетики... В любом случае, задача учителя физкультуры — направить ребёнка по пути, который согласуется с его предпочтениями, внутренним и физическим состоянием, технической подготовленностью.

— Как вы доносите до малышей философию дзюдо?

— Она определяется для простого человека японской поговоркой — «Мягкость одолеет силу и зло». И всегда прежде, чем учить ребёнка проводить броски, болевые приёмы и удушающие захваты, нужно его научить правильно разминаться, страховаться и защищаться. В каком возрасте нужно отдавать малыша в дзюдо? Есть хорошая русская поговорка: воспитывать нужно, когда ребёнок лежит поперёк лавки. Поэтому все навыки, которые прививаются в три года, успешны потом и в двадцать лет, и в семьдесят.

Подтянули дисциплину

Одним из организаторов презентации проекта и мастер-класса Андрея Шляхтова выступил департамент по спорту и молодёжной политике администрации Тюмени.

— Проект «Дзюдо в общеобразовательном учреждении» у нас реализуется на базе трёх учебных заведений. В 64-й школе в нём задействовано порядка четырёхсот человек. В основном это среднее звено. Также работа ведётся в школах № 38 и 66. Всего задействовано почти тысяча мальчиков и девочек. Проект проходит в рамках третьего урока физической культуры. У школ сложилось тесное взаимодействие с СДЮСШОР «Центр дзюдо» и ЦОП «Тюмень-дзюдо», — отметил начальник отдела по спорту городского департамента Николай Солошенко. — Дети получают навыки единоборства, знакомятся с ним. И некоторые из ребят потом уже систематически начинают заниматься дзюдо. Мы стараемся внедрять инновационные проекты, имеющие научную основу и дающие эффект. И нашим учителям нужно пользоваться этим опытом, брать на вооружение. Ведь наша главная задача — привлечь к регулярным занятиям физической культурой и спортом как можно больше детей.

В том, что такие программы, какую представил Андрей Шляхтов, необходимы, не сомневается директор СДЮСШОР «Центр дзюдо» Сергей Куприянов.

— Культуру и элементы восточного единоборства школьники изучают в рамках третьего урока, который является вариативным. В ходе занятий учителя физкультуры отмечают тех, у кого есть способности к нашему виду спорта. И рекомендуют им заниматься уже более серьёзно. Другие же просто познакомятся с дзюдо как с культурой, известной во всём мире. К тому же мальчишки и девчонки сдают экзамены на пояса. Благодаря этому им присваиваются квалификационные степени, именуемые КЮ. В дзюдо же есть разные пояса: белый, жёлтый, оранжевый, зелёный, синий… Аттестационные требования включают знание терминологии, различные стойки и передвижения, захваты и умение падать, технику бросков и другие атакующие действия. Программа «Дзюдо в общеобразовательном учреждении» на это и рассчитана, — отмечает Сергей Александрович.

В 64-й школе, где проходила встреча с Андреем Шляхтовым, один из классов уже третий год изучает восточное единоборство. Как говорит директор учебного заведения Ольга Буторина, педагоги видят прогресс у ребят.

— Мы отмечаем, что они стремятся к успеху, достаточно дисциплинированы, и успеваемость стала лучше. Класс регулярно выезжает на соревнования разного уровня. Конечно, приходится подстраиваться под их спортивный режим. И это не совсем легко для нас, педагогов. Но у этих ребят уже есть достижения, в том числе и призовые места на турнирах. С помощью «Центра дзюдо» мы отремонтировали учебные классы, улучшили материально-техническую базу. В двух залах у нас постелено татами. А если вдруг возникают вопросы по дисциплине или успеваемости, тренеры, работающие с детьми, всегда нас поддерживают. С дзюдо в нашей школе начали знакомиться и другие классы. Теперь азы восточного единоборства постигают и пятые, и шесты, и седьмые, — сказала Ольга Николаевна.

В Тюмени недавно демонстрировали специальную программу для школьников представители Европейского Союза дзюдо. Её разрабатывали многие специалисты, включая и генерального менеджера сборной России Эцио Гамба. Эта программа называется «Твой первый пояс дзюдо». Но она имеет краткий курс, а необходимо, чтобы проект был рассчитан на весь учебный год. И даже больше.

Виталий БОРИСОВ,

АСН «Тюменская арена».


Смотрите так же


Комментарии

Представьтесь:
Обновить код введите код с картинки